Почему Райан Куглер ("Чёрная пантера", "Крид: Наследие Рокки") и Джеймс Кэмерон пишут объёмные сценарии, в то время как вы неприятно ограничены негласными правилами размера сценария?
Скоро нас ждут два самых продолжительных студийных релиза за десятилетие. "Чёрная Пантера: Ваканда Навсегда", продолжительность которой составляет более 2 часов 45 минут, и "Аватар: Путь воды" длительностью чуть больше 3 часов.
Это заставило меня задуматься об извечном вопросе длины сценария. Когда я впервые занялся сценаристикой, мне сказали, что сценарий никогда не должен превышать 120 страниц. Со временем это число сократилось до 110 страниц.
Несмотря на негласную или официальную (в зависимости от того, с кем вы общаетесь) позицию по количеству страниц, начинающий сценарист каждый раз получает противоречивую информацию , когда сталкивается с выходящими релизами.
Им говорят, что их сценарии должны быть на 110 страницах, а что тогда думать про финал "Мстителей" на 150 страницах. Как молодой и сбитый с толку начинающий сценарист должен понимать это?
Со временем я осознал, что споры о длине сценария - это тонкий вопрос. Есть определённые жанры с малым количеством страниц и другие жанры с большим количеством страниц. Существуют также дополнительные переменные, влияющие на длину страницы. Всё это составляет сложную картинку, которая, кажется, меняется в зависимости от того, под каким углом вы на неё смотрите.
Но основное уравнение работает следующим образом:
Количество персонажей + Количество локаций + Сложность сюжета = Количество страниц
Меньше персонажей = меньше персонажей для разработки = меньше страниц
Меньше локаций = меньше ситуаций для настройки = меньше страниц
Простые сюжеты = меньше экспозиции = меньше страниц
Фильм ужасов, который я смотрел в начале месяца, под названием Deadstream, рассказывал одном персонаже, который живёт в доме с привидениями… фильм длился 90 минут.
И, для тех, кто не знает, одна страница сценария равна одной минуте экранного времени (вот почему сценарии пишутся с таким странным интервалом – чтобы время на странице соответствовало экранному времени). Таким образом, 90 страниц - это обычно то, что должно получиться, когда вы пишете фильм с 1-3 персонажами в 1-3 локациях.
Если вы предпочитаете писать триллеры в ограниченном пространстве, вам понадобится больше пространства на странице. Слово "острые ощущения" (англ. thrill) подразумевает быстрый темп, который означает, что вы находитесь в пределах небольшого количества страниц. Но в этих фильмах добавляются ещё пару локаций и персонажей, что должно приблизить их к 100 страницам.
"Заложница" - хороший тому пример. Небольшое количество персонажей (только два главных героя – отец и дочь). Наш герой постоянно находится в движении. Финальный размер сценария: 101 страница.
Если перейти к комедиям, они, как правило, лучше всего работают в диапазоне 105-110 страниц. Как и в триллерах, им нужно быстро развиваться.
А поскольку большинство комедийных сюжетов подаются общими мазками, вам не нужно тратить много времени на составление сюжета. Даже немного сложная сюжетная линия "Мальчишника в Вегасе" не сильно повлияла на количество страниц, в итоге сценарий занял 111 страниц.
Когда вы рассматриваете боевики или остросюжетные триллеры ("Бонд", "Форсаж", "Миссия невыполнима"), то приближаетесь к критическому лимиту: 120 страниц.
Это происходит потому, что вы показываете больше локаций, что требует дополнительной настройки, а также дополнительных объяснений. И управление любым сюжетом, достаточно большим, чтобы мы могли перемещаться в совершенно разные города, требует больше времени на странице. Таким образом, эти сценарии будут подходить близко к 120-страничной зоне.
Когда вы добавляете в этот микс научную фантастику или фэнтези, вам нужно постараться, чтобы количество страниц не превышало 120. Это потому, что в дополнение ко всему остальному, что вы делаете, также добавляется мифология мира в рецепт истории.
Вам нужны сцены, которые показывают, как устроен ваш мир ("Матрица" потратила 25 страниц, устанавливая правила своего мира). Вам также нужно больше описания, чем в вашем обычном сценарии, потому что вы должны объяснить все эти вещи, которые вы придумали в своём воображении. Это действительно может увеличить объём сценария.
В целом, однако, две вещи, которые оказывают наибольшее влияние на количество ваших страниц, - это количество ваших персонажей и сложность вашего сюжета.
Требуется время, чтобы адекватно настроить персонажа. Вам нужно показать, кто они такие в своей повседневной жизни. Вы должны показать нам, чем они занимаются и кем работают. Вам нужно показать отношения с другими людьми. Вам нужно представить их недостаток. Это требует времени.
Если у вас есть два главных персонажа – или три, или четыре, – вы можете увидеть, как это заполняет место на странице. Потому что вы должны сделать то же самое для всех персонажей.
Вот почему такие фильмы, как "Чёрная пантера 2" и "Аватар 2", такие длинные. Они рассказывают не только о Чёрной пантере и Джейке.
Они освещают жизни многих-многих людей вокруг них. Как ту девушку с Железным сердцем (ответвление Железного Человека). Ей понадобится 10 страниц простой настройки. И это очень много страниц!
Кроме того, чтобы было ясно, когда я говорю о количестве персонажей, я говорю о персонажах, у которые играют весомую роль в истории. Я не говорю об официантке или каком-нибудь чудаке, который приходит на одну сцену, чтобы обеспечить экспозицию.
Я говорю о персонажах, у которых есть по крайней мере пять сцен в вашем фильме. Чем больше таких персонажей у вас в сценарии, тем к большему количеству страниц вам следует подготовиться.
Ещё одна вещь, которая добавляет много страниц, - это сюжет. Но не только сюжетные события увеличивают количество ваших страниц. Чем сложнее сюжет, тем обширнее экспозиция.
Это требует большего количества сцен, в которых персонажи объясняют что-то другим персонажам: что происходит, чего они добиваются, где это находится, как они собираются это получить.
И эта информация постоянно меняется, что требует ещё одного набора расширенных экспозиционных сцен. Посмотрите фильм "Мстители" и проследите, как часто персонажи говорят о том, что им нужно сделать и как они собираются это сделать. Это очень много текста!
Сложность сюжета = больше экспозиции, а больше экспозиции - это пожиратель страниц. Команда "Форсажа", обсуждающая, как они собираются ворваться в Белый дом, может легко занять 5 страниц.
Возвращаясь к "Чёрной пантере 2" и "Аватару 2": оба этих фильма имеют чрезвычайно обширные сюжеты и множество персонажей. Я поражён, что они могут уместиться менее чем на 300 страницах, учитывая, какой масштаб они охватывают.
Тогда возникает вопрос, почему нам не разрешено делать это в наших сценариях? Этот вопрос требует многогранного ответа, в который у меня нет времени вдаваться. Но суть в том, что вы пишете сценарий, чтобы завоевать ЧИТАТЕЛЯ.
А Райан Куглер пишет, чтобы завоевать ЗРИТЕЛЯ. Это два совершенно разных подхода.
Как только Райан Куглер погрузит вас в свой фильм, вы досмотрите его до конца. Однако читатель может перестать читать ваш сценарий в ту же секунду, как ему станет скучно. И если они заскучают на десятой странице и увидят, что им ещё предстоит пройти 120 страниц, поверьте мне, они откажутся от вашего сценария.
Но более тонкий ответ заключается в том, что вам *разрешено* писать длинные сценарии. Вам просто нужно знать все драматические приёмы, чтобы приостановить время. Одна из причин, по которой "Титаник" может длиться 3 часа 14 минут, заключается в том, что Джеймс Кэмерон - мастер приостанавливать время.
Вся его история построена вокруг драматической иронии (мы знаем, что айсберг приближается, а персонажи - нет), которая создаёт сильную линию ожидания и неизвестности, каждая из которых помогает нам забыть о времени. И это лишь один из многих трюков, которые он использует.
Если вы знаете, как это сделать, то, теоретически, вы можете написать сценарий на 300 страниц. Я говорю серьёзно. Если вы знаете, как заставить читателя забыть о времени, он не будет проверять длину сценария. Потому что они не захотят, чтобы ваша история заканчивалась.
К сожалению, это действительно трудно сделать. Лучшие авторы на планете изо всех сил пытаются сделать это каждый раз, когда садятся и пишут книгу. Так что это будет очень сложно для тех, у кого нет большого писательского опыта.
И вот тут-то и кроются настоящие проблемы с количеством страниц. Люди, которые обычно пишут самые длинные сценарии, - это новички, которые меньше всего разбираются в написании сценариев. Они находятся на той удивительно невежественной стадии, когда верят, что всё, что они пишут, - золото. Но это не золото. Это мусор.
И это означает, что читатели приучены думать, что любой длинный сценарий от другого любителя тоже будет мусором. Что, я думаю, несправедливо. Но, знаете что? Жизнь несправедлива.
Подводя итог, можно сказать, что продолжительность вашего сценария будет определяться жанром, концепцией и содержанием. Чем больше персонажей, тем больше страниц. Чем запутаннее сюжет, тем больше страниц. Так что следите за этими критериями.
Чем больше вам нужно объяснить и описать (например, в научной фантастике и фэнтези), тем больше страниц вы напишите. Используйте эту информацию для принятия обоснованных решений о том, какие сценарии писать.
Я не говорю, что не стоит писать длинный сценарий. Некоторые истории требуют больше времени на развитие. Но нужно быть реалистом и понимать, что индустрия не принимает более длинные сценарии от неизвестных авторов.
Итак, если вы собираетесь всё же написать большую историю, убедитесь, что у вас есть план, чтобы читатель никогда не задумывался о количестве страниц во время чтения. Дайте им насладиться вашей историей.
Удачи!
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.