Золотая осень - самая лучшая пора для посещения загородных усадеб. В середине осени в Знаменке просто волшебно: яркие клены, Финский залив, старинный парк и дворец, порядком обветшалый, но все еще красивый. Знаменка - бывшая усадьба Николая Николаевича, сына императора Николая I.
А начало свое усадьба ведет еще с петровских времен, когда здесь располагалось несколько дач. Основал усадьбу стольник Петра I, Ржевский (по другим сведениям - Стрешнев, но все они были соратники Петра I). Среди бывших владельцев - братья Разумовские, граф Шувалов, сенатор Мятлев. При графе Алексее Разумовском (фаворите Елизаветы) был построен дворец и церковь, которая сохранилась до нашего времени. Знаменку император Николай I выкупил в 1835 году за 1 миллион рублей у Мятлевой, вдовы бывшего владельца усадьбы. Николай I вообще был молодец по части материального обеспечения семейства: Александрию подарил своей супруге, Знаменку - также ей, Михайловку - сыну Михаилу, Константиновский дворец перешел во владение сыну Константину. И это только загородные усадьбы вдоль бывшей Петергофской дороги, у залива. К слову, дворец в центре города (где сейчас находится правительство Санкт-Петербурга) Николай I преподнес своей дочери Марии в качестве свадебного подарка. По имени первой владелицы он и назван - Мариинский. Ну, да такие возможности у российского императора имелись.
После смерти Николая I усадьба перешла во владение его сыну - Николаю Николаевичу. При жизни Николая Николаевича дворец был перестроен по проекту Гаральда Босса (до этого он частично перестраивался по проекту Штакеншнейдера). Последний владелец - сын Николая Николаевича, Петр Николаевич. После революции в усадьбе находилась детская коммуна, затем плодоовощной институт, общежитие для студентов. Во время войны усадьба была захвачена фашистами. Война нанесла значительные разрушения дворцу, его начали восстанавливать лишь в 1968 году. Здание Конюшенного двора, которое ныне находится совсем в разрухе, после войны было временно приспособлено под птицефабрику.
Под руководством советского архитектора Михаила Плотникова здания усадьбы были реконструированы и восстановлены. После реставрации здесь располагался пансионат (до 2010 года). Кстати, в советское время ть усадьба выглядела вполне прилично, за исключением Конюшенного двора. Затем усадьбу передали в Управление делами президента.
Итак, что же изменилось в Знаменке за 2 года? Последний раз были здесь в январские каникулы в 2021г. (пост можно найти на моем канале). Да ничего особо и не изменилось. Охраны не наблюдается, на машине можно свободно заехать и припарковаться на дороге, ведущей к действующей церкви. Следов сторожевых собак не заметили. Дворец потихоньку ветшает, реставрация не ведется. Но фасады в стиле барокко до сих пор великолепны!
Несколько крылец вид имеют плачевный, но еще держатся.
Некогда шикарные портьеры потеряли свой парадный вид... Стирку они уже не переживут.
Главная дорога, которая раньше вела к парадному входу, все таки обозначена, по бокам от нее угадываются бывшие клумбы, устроенные уже в советское время.
За старинным парком пытаются ухаживать, по крайней мере частично убирают аварийные, поваленные ураганом деревья. Берег залива совсем зарос. Зато в приличном виде содержится Нижняя дорога, которая проходит через усадьбы от Стрельны до Александрии. От Михайловки до Александрии Нижняя дорога идеально подходит для пешеходных и велосипедных прогулок.
В верхнем парке, западнее от дворца и действующей церкви Святых апостолов Петра и Павла, можно полюбоваться на пруд, очень романтичный, особенно осенью.
В усадьбе есть заброшенный яблоневый сад. Он одичал, но яблоки вполне съедобные, во всяком случае шарлотка из них получилась очень вкусная.
Мне кажется, что усадьба наиболее выигрышно выглядит именно осенью. Смотрите, какая красота!
Такую красоту нужно уберечь от разрушения. Правда есть опасения. что отреставрированные усадьбы перейдут на баланс какой-нибудь крутой структуры и не будут находится в свободном доступе. Хотя в тот же Константиновский дворец попасть вполне реально. Время покажет. Главное - не дать исчезнуть такой красоте, возродить ее. Будем надеяться, что так и будет!
Ранее я писала о Знаменке здесь: