Найти в Дзене

Dire Straits. On Every Street. Почти пополам - 7:5

Здравствуйте.

Мне 49. Долго же до меня доходит. После полутора лет выпуска статей на этом канале, наконец дофурычил, на какую аудиторию они рассчитаны.

1. Пишу для ровесников и более зрелых и мудрых людей, хотя они всю эту музыку и без меня знают - чтобы вместе вспомнить и улыбнуться/погрустить/поскакать-попрыгать, в зависимости от прослушиваемого.

2. Являясь неисправимым "верильщиком", "верцом", или как правильно назвать человека, который наивно во что-то верит? - я очень хотел бы, чтобы об этой музыке узнавали подростки. Ибо, как ни жаль, юное поколение в основной массе своей уже совсем ушло в онлайн, наушники и не то что забыло, а просто НЕ ЗНАКОМО с музыкой на виниле или плёнке, и совершенно не понимает, что такое музыка в хорошем звуке. О стилистике говорить вообще не приходится. Мне недавно приспичило заменить напольную акустику, так вот, когда продавал старые колонки, один из потенциальных покупателей спросил: "А там низы хорошие? Без сабвуфера потянут? Рэп на них слушать можно?". Мне и ответить было нечего, ведь рэп в моём доме отродясь не бумчал...

3. И наконец, особое удовольствие доставляют отклики людей, которые говорят, что ранее этого не слышали, и им понравилось.

В сегодняшнем обзоре решил поделиться эмоциями от недавнего очередного прослушивания альбома 30-летней давности - On Every Street британской группы Dire Straits. Вышла пластинка 10 сентября 1991 года, став шестой и последней в творчестве этого замечательного коллектива. Она добралась до первых мест в чартах дюжины стран, включая родную Великобританию.

После предыдущего, самого успешного альбома Brothers in Arms 1985 года и последующего за ним тура музыканты решили временно распустить группу, чтобы заняться сольным творчеством и написанием музыки к кинофильмам. В начале 1991-го старые товарищи Марк Нопфлер и Джон Иллсли вновь собрали группу, пригласив Алана Кларка и Гая Флетчера. Также было привлечено около десятка сессионных музыкантов, среди которых стоит выделить саксофониста Криса Уайта, гитариста Фила Палмера и ударника Джеффа Поркаро, одного из основателей группы Toto. Несмотря на долгое ожидание нового материала от любимой группы, коммерческий успех альбома оказался достаточно скромным, а рецензии критики были сдержанно-нейтральными. А "чистый от шелухи" слушатель - существо странное, которое не интересуется ни данными статистики, подсчитывающими продажи; ни местами в хит парадах; ни мировоззрениями, ориентациями и политическими пристрастиями своих любимцев. Слушатель голосует тем, что не обманешь - своим сердцем. Поэтому миллионы поклонников Dire Straits купили этот альбом и слушают по сей день. А почему мне заблагорассудилось разделить эту работу в соотношении 7:5, узнаете позже.

1. Первая композиция на пластинке, Calling Elvis, ставшая и первым синглом к альбому, достигшим 21-й позиции в чартах Соединённого Королевства, звучит действительно как некий вызов. Вызов британского рока с глубокими корнями, тащящего на ринг американскую музыку кантри, тоже не на помойке найденную, - для состязания: кто интереснее, разнообразнее и богаче звучит. И как у любого великого, будь то музыкант, писатель или поэт, возникает гармония. Получился невероятный симбиоз, позволяющий жить под солнцем обеим сторонам противоборства.

2. Заглавная композиция альбома On Every Street с первых нот предлагает погрустить. Или помечтать. Гитара и фортепьяно, саксофон и другая гитара. Что-то болтается в небесах и обещает пролиться дождём - то ли всепрощающим, как тёплые капли чистейшей воды, то ли наказывающим хлёсткими, как плети, ударами струй. А вторая половина композиции - шквал из инструментальной музыки высочайшего качества и слаженности.

3. When It Comes to You - классный рок-стандарт с отголосками кантри, вязнущий в гитаре Нопфлера словно комар, застывший навсегда в кусочке янтаря, губительном для него, но оставляющем его в истории на долгие века. И он об этом не узнает. Как и Марк, который, возможно, даже не подозревает, что в российской провинции есть люди, восторгающиеся его пассажами и вокалом.

4. Меня всегда привлекала игра щёточками на ударных инструментах. Fade To Black - именно такая вещь. Она будто вылезла из ночного бара, где усталые и слегка перебравшие музыканты начинают играть наконец не заказные разухабистые хиты, всех порядком доставшие, а плюют на полуопустевший зал и исполняют то, что в кайф, что мечтали побренчать для себя. И в финале - ещё один удар щётками...

5. Нечто скоростное - для танцулек на деревенских свадьбах. The Bug. Эта мошка/жук/насекомое попадает в глаз и заставляет бесноваться её новоиспечённого хозяина, лишь бы избавиться от этой напасти... Ещё одна классная вещь. Она стала последним британским синглом группы.

6. Следующей композицией любой не особо горюющий о своём наследии музыкант мог закончить финальную пластинку, и этого было бы достаточно, факт. Ведь You And Your Friend действительно можно считать апогеем такого достойного альбома, как, например, Brothers In Arms из одноимённой работы этой группы. Она нежна, тревожна, грустна и радостна одновременно. Стала пятой песней с альбома, выпущенной в качестве сингла, и последним синглом Dire Straits, который был выпущен только в Германии и Франции. Шедевр.

Сейчас бы по всем канонам математических подсчётов надо было провести черту, если автор по какой-то причине решил разделить альбом из 12 композиций надвое. Но нет. У меня есть собственное соображение. Первую, рок-часть альбома хочу закончить песней

7. Heavy Fuel, которая полюбилась слушателям за океаном, не попав в Великобритании даже в Top-50, зато в США этот сингл достиг высшей строчки Billboard Mainstream Rock Tracks, вторым после Money For Nothing. Мощно и классно.

И как раз здесь - мой водораздел. 7:5, потому что с композиции №8 начинается совершенно иная для меня музыка. Это симфония, кабаре, поп, классика, чёрт знает что, но нечто другое. Как будто группа приняла решение пойти в совершенно незнакомом направлении.

8. Эта песня почти о нас. Iron Hand. Хочется прижаться к берёзке и как следует поныть и пострадать об упущенном, потерянном и растраченном. Мне кажется, с таким же успехом можно припасть и к стволу бамбука, и к древней секвойе, и даже к карликовой иве где-то сильно севернее.

9. Ticket To Heaven - это не рок-музыка, а что-то из танцевальных залов 50-60-х, когда молодые люди бережно вращали вокруг себя девушек в достаточно объёмных платьях, боясь прижать слишком близко, ведь можно и схлопотать...

10. Композиция My Parties - это прогулка по людным улицам какого-нибудь мегаполиса, когда, открыв рот, смотришь по сторонам, но регулярно получаешь удары локтями от тех, кого туристы раздражают, ведь у местных жителей есть дела поважнее - успеть на работу, купить жене подарок на Рождество или забрать малыша из частного детского сада. А я - в чужом городе, "иду, курю"...

11. Ещё одна слезливо-тоскливо-дождливая, но в несколько ином настроении, Planet Of New Orleans. Самая длинная в альбоме. И невероятно красивая.

12. Завершает пластинку тёплая и лучистая кантри-композиция How Long.

И пусть некоторые критики оценивали On Every Street как "недотягивающее" продолжение Brothers in Arms, продажи перевалили за 8 миллионов копий, и места в хит-парадах говорят сами за себя. Отдаю свой голос за то, чтобы этот альбом был в коллекции каждого ценителя музыки, независимо от пристрастий. Ведь настроение у нас бывает разное, а музыка Dire Straits способна превратить осеннюю хандру в приятное расслабление. Как однажды сказал один мой знакомый о чём-то очень понравившемся - "способствует". Когда же его спросили: чему, дескать, способствует? - он пожал плечами и скромно ответствовал: просто способствует, и всё! До встречи.

Читайте и слушайте на этом канале: