Найти тему
ФАКТЫ ПЛЮС

Как «Борзый опер» стал «Великим комбинатором» Остапом Бендером

Романы Ильи Ильфа и Евгений Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» вошли в «Золотой фонд» русской литературы во многом благодаря харизматичному главному герою — «Великому комбинатору» Остапу Ибрагимовичу Бендеру.

Остап Бендер в исполнении  Арчила Гомиашвили и Сергея Юрского / кадры из видео
Остап Бендер в исполнении Арчила Гомиашвили и Сергея Юрского / кадры из видео

Борзый опер

Прототипов у Остапа Бендера было несколько. Один из них — Осип Бениаминович Шор — инспектор Одесского уголовного розыска. И тоже авантюрист.

Осип Шор / общедоступное фото
Осип Шор / общедоступное фото

Шора друзья называли Остапом, а в криминальной среде Одессы он за своеобразную манеру проводить задержания и допросы получил прозвище «Борзый опер».

В своей книге мемуаров писатель Валентин Катаев совершенно конкретно указал на Осипа Шора как на прототипа Остапа Бендера:

Остап Бендер написан с одного из наших одесских друзей. Он был старшим братом одного замечательного поэта-футуриста...
Брат футуриста был Остап, внешность которого авторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом

Судьба Осипа Бениаминовича Шора складывалась не менее захватывающе и интересно, чем у его литературного героя. Многие истории из реальной жизни Осипа вошли в романы, а сказанные им фразы «ушли в народ».

Детство и юность

Осип Шор не был сыном турецкоподданого. Он родился в обеспеченной семье купца 2-й гильдии Беньямина Хаимовича Шора и дочери одесского банкира Екатерины (Куни) Герцевны Бергер 30 мая 1899 года в городе Никополе Российской империи.

Город Никополь до революции / общедоступное фото
Город Никополь до революции / общедоступное фото

После смерти главы семьи от сердечного приступа в 1901 году Екатерина вместе с тремя детьми переехала жить в Одессу. Здесь и провёл детство и юность Осип Шор.

Одесса до революции / общедоступное фото
Одесса до революции / общедоступное фото

В 1906 году Ося поступил в известную в Одессе мужскую гимназию Илиади. Именно в этом заведении согласно романам учился и Остап Бендер, запомнивший на всю жизнь:

...латинские исключения, зазубренные... в третьем классе частной гимназии Илиади.

С восьми лет Осип увлёкся модной игрой в мяч, которую завезли в Одессу английские моряки. Имея рост метр девяносто, Шор был одним из лучших нападающих.

Одесский кружок футбола, 1911 г. / общедоступное фото
Одесский кружок футбола, 1911 г. / общедоступное фото

Именно футбол сблизил его с еще одним талантливым одесситом — Юрием Олешей, — будущим автором «Трех толстяков», дружба с которым продолжалась до конца жизни.

Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и шарф.

Внешне, и это отмечал Валентин Катаев, Остап Бендер был полностью списан с Осипа Шора — высокий, атлетического сложения, в щеголеватой одежде.

Знавшие Осипа Шора люди отзывались о нем как о человеке добром, умном и решительном, с хорошим чувством юмора и с молниеносной реакцией на сиюминутные события.

В 1916 году Осип поступил в Петроградский политехнический институт, но успел окончить только первый курс.

Политехнический институт / общедоступное фото
Политехнический институт / общедоступное фото

В сыром климате Балтики у него развился тяжёлый бронхит, и Осип Шор вынужден был ехать на родной юг — к теплому морю.

Добирался он без денег, когда попутным транспортом, а когда и пешком, по стране, раздираемой революционным хаосом и гражданской войной.

По пути из Петербурга в Одессу, который занял почти год, с ним произошло множество самых невероятных приключений, о которых Осип Шор впоследствии рассказывал своим знакомым — Илье Ильфу и Евгению Петрову. Приключения Шора с добавлением некоторой доли художественного вымысла стали частью гениальных романов.

Мадам Грицацуева и лысые куры

Чтобы добраться до родной Одессы, не умерев по пути от голода, Шор проявил чудеса своего авантюрного воображения — не умея играть в шахматы, он представлялся шахматным гроссмейстером и устраивал платные сеансы игры, приходил в разные заведения и представлялся пожарным инспектором, объявил себя художником — выпускником ВХУТЕМАСа, и взялся за изготовление наглядной агитации на пароходе…

Осип Шор и мадам Грицацуева / коллаж из общедоступных изображений
Осип Шор и мадам Грицацуева / коллаж из общедоступных изображений

А чтобы переждать зиму и по теплу добираться домой, даже женился на полной женщине, которую из романа мы знаем как мадам Грицацуеву.

Бендер и Грицацуева / кадр из видео
Бендер и Грицацуева / кадр из видео

Одной из самых ярких афер, авторство которой приписывают Шору, стала продажа новой выведенной породы кур — лысых. Лысые куры не требовали ощипывания, что существенно повышало рентабельность птицеводства.

Лысые куры / общедоступное фото
Лысые куры / общедоступное фото

Через фиктивную фирму «Идеальная курица» были подписаны и оплачены контракты на поставку кур новой чудо-породы. Но лысых кур контрагенты Шора так и не увидели. Вместе с деньгами пропал и сам комбинатор.

Ещё одна очень яркая авантюра — продажа мест в раю — гениальная идея, которую Осип предложил осуществить знакомому раввину.

Бродская синагога в Одессе / общедоступное фото
Бродская синагога в Одессе / общедоступное фото

Осип нарисовал «карту рая», где как в театре, были обозначены разные ценовые зоны, — от дешёвой галерки до дорогущего партера, — чем ближе к Создателю, тем дороже.

Места в раю оказались очень востребованными, и дело стало чрезвычайно прибыльным. Особенной популярностью рай пользовался у одесского криминального элемента.

Впрочем, пересуды среди прихожан со временем всё же возникли. Но вызваны они были не абсурдностью самой идеи, а тем фактом, что на деньги от продажи мест в раю раввин отремонтировал не только синагогу, но и свой собственный дом.

Чтить уголовный кодекс

Сегодня непросто отличить вымысел от правды, так как сам Осип Бениаминович Шор никогда не давал интервью и не рассказывал о своей биографии журналистам.

Достоверным фактом является то, что уже в 1918 году Осип Шор служил в Одесском уголовном розыске, куда в 1921 году поступил на службу будущий соавтор «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» Евгений Петров (Катаев).

Групповое фото сотрудников правоохранительных органов / общедоступное фото
Групповое фото сотрудников правоохранительных органов / общедоступное фото

На страницах романа Остап Бендер демонстрирует хорошее знание нюансов оперативной работы. Он чётко квалифицирует деяние завхоза дома пенсионеров Альхена:

— Это 114 статья Уголовного кодекса, — сказал Остап, — дача взятки должностному лицу при исполнении служебных обязанностей.

После васюковской погони Бендер имитирует составление протокола с места происшествия:

Если бы вчера шахматным любителям удалось нас утопить, от нас остался бы только один протокол осмотра трупов: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».

Как заправский опер, Бендер проводит расследование преступной деятельности подпольного миллионера Корейко.

Бендер рассказывает о себе как о до некоторой степени законопослушном гражданине:

Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.

Реально крутой сыщик

В реальной же жизни Осип Шор проявил себя как отличный сыщик. Он доставлял много хлопот лидерам криминального мира Одессы — раскрыл дела об ограблении двух банков, мануфактуры, устраивал засады и брал налётчиков «тёпленькими» с поличным.

Шор стал так сильно мешать бандитам, что легендарный лидер преступного мира Одессы Мишка Япончик приказал его убить.

Мойше-Янкель Меер-Вольфович Винницкий — Мишка Япончик / общедоступное фото
Мойше-Янкель Меер-Вольфович Винницкий — Мишка Япончик / общедоступное фото

Под бандитскую пулю, предназначенную Осипу Шору, попал его брат Натан, более известный как поэт-авангардист Анатолий Фиолетов.

Анатолий Фиолетов (Натан Шор) / общедоступное фото
Анатолий Фиолетов (Натан Шор) / общедоступное фото

Брат тоже служил в уголовном розыске. Жизнь молодого человека оборвалась накануне свадьбы, когда он вместе с женой покупал домашнюю утварь для первого в жизни собственного дома.

Сегодня стулья глядят странно и печально,
И мозговым полушариям тоже странно —
В них постукивают молоточки нахально,
Как упорная нога часов над диваном.

Но вдруг, вы понимаете, мне стало забавно:
Поверьте, у меня голова ходит кругом!..
Ах, я вспомнил, как совсем недавно
Простился с лучшим незабываемым другом.
Из стихотворения «Осень», Анатолий Фиолетов, 1915 г.
Некролог Натану Шору, 1918 год
Некролог Натану Шору, 1918 год

Узнав о смерти брата, Осип Шор рвал и метал, считая себя виновным в гибели Натана. Осип быстро вычислил убийцу и однажды вечером пришел на воровскую «малину» с твердым намерением убить негодяя. Но, увидев перекошенное от страха лицо убийцы, он передумал. Дальше, как описывает Валентин Катаев, произошло следующее:

Всю ночь Остап провел в хавире [квартире] в гостях у бандитов. Они пили чистый ректификат, читали стихи убитого поэта, плакали и со скрежетом зубов целовались взасос.

В 1922 году Осип Шор уволился из уголовного розыска и и подался в Москву. К тому времени в столице уже обосновалась дружная компания его знакомых литераторов-одесситов.

Памятник Осипу Шору

Осип Бениаминович Шор прожил долгую и интересную жизнь. Он умер 6 ноября 1978 года в Москве, похоронен на Востряковском кладбище.

На родине Осипа Беньяминовича Шора, в городе Никополь, в декабре 2011 года был установлен памятник.

Памятник Осипу Шору в Никополе / общедоступное фото
Памятник Осипу Шору в Никополе / общедоступное фото

Скульптор Виктор Сараев изобразил Осипа Шора в облике Остапа Бендера. На гранитном основании памятника золотыми буквами сделана надпись:

Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров).

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал!