Сеул-1988.
Олимпиада в Сеуле, 1988 год, мужской финал стометровки. Главный фаворит — канадец Бен Джонсон: действующий чемпион мира и рекордсмен. Чуть ниже котируют американца Карла Льюиса, взявшего на прошлых Играх четыре золота, но из-за взлета Бена ушедшего в тень.
Старт выиграл Карл, однако дальше лидировал лишь Джонсон. Канадец выдал феноменальные 9,79 секунды — новый мировой рекорд! Льюис финишировал вторым, третьим стал Линфорд Кристи, четвертым — Кэлвин Смит.
***
Противостояние Джонсона и Льюиса могло стать величайшим в истории. Поначалу главным легкоатлетом планеты был Карл, выступавший одинаково успешно как на дорожке, так и в прыжках в длину. У него была неповторимая манера бега, вне стадиона он вел себя тщеславно, его ненавидели и обожали — так, недолюбливающая Карла пресса из-за слухов о гомосексуальности атлета называла его «летающим геем». Бена же в неродной Канаде (переехал из Ямайки в 11 лет) долгое время не признавали, а его бронзу в Лос-Анджелесе и вовсе проигнорировали. Но Джонсон усиленно тренировался и вскоре стал главным спринтером мира.
На предолимпийском ЧМ-1987 в Риме Джонсон вырвал у Льюиса 0,01 секунды, попутно установив новый мировой рекорд. После финиша американец засомневался в честности победы Бена: «Знаете, в легкой атлетике появилось уже немало парней, возникших из ниоткуда. Надо признать, бегут они невероятно. Только я не думаю, что они делают это без допинга. Если бы я сам употреблял, думаю, пробежал бы стометровку за 9,8 секунды».
Тогда казалось, что все намеки Льюиса были продиктованы скорее досадой от поражений — тесты Бена раз за разом давали отрицательный результат. При этом, как выяснилось много лет спустя, Льюис сам был не чист: национальный отбор на Игры в Сеуле Карл выиграл с грязными пробами (псевдоэфедрин, эфедрин, фенилпропаноламин). Однако американское руководство решило скрыть этот факт и допустило Льюиса до Игр, удовлетворившись «непреднамеренностью» принятия запрещенных препаратов. После вскрытия этого факта Льюис скажет следующее: «По-моему, запрещенные вещества не давали мне никакого преимущества. Сотни других американцев были пойманы на допинге, но их выпускали на старт. Со мной обошлись так же, как с ними». Вот только в Сеуле-1988 об этом никто не знал.
***
Бен Джонсон был самым быстрым человеком планеты 72 часа. А потом стало известно, что в пробе канадца, взятой после финального забега, нашли станозолол. Всех своих титулов, рекордов и всенародной любви Бен в одночасье лишился.
Потом Джонсон расскажет, что уже несколько лет сидел на стероидах: они позволяли ему больше тренироваться, лучше реагировать на нагрузки и выводились из организма как раз перед соревнованиями. Почему Бен все-таки попался, причем на Олимпиаде — загадка. Сам канадец уверен, что его подставили.
— За шесть недель до Олимпиады я перестал принимать стероиды, я не так глуп. Уверен, что они были в напитке, который мне предложили в Сеуле. Ведь количество стероидов, обнаруженных в моей крови, могло убить здорового человека!
В начале 90-х Джонсон вернулся на дорожку, но от его былой скорости не осталось и следа. А в 1993-м его проба вновь дала положительный результат — на этом карьера Бена и закончилась.
***
Интересно, что почти все участники сеульской стометровки в свое время также были замешаны в допинговых делах: про Джонсона и Льюиса мы уже сказали, Линфорд Кристи в 1999-м был дисквалифицирован за нандролон, в пробе Кэлвина Смита находили следы псевдоэфедрина, Деннис Митчелл в 1998-м был наказан за тестостерон, Десаи Уильямс (если верить свидетелям) сидел на той же программе, что и Джонсон, а в 2010-м Рэй Стюарт, уже тренируя, получил пожизненную дисквалификацию за приобретение допинга для своих учеников. Единственный финалист Сеула, имя которого никогда не всплывало в допинговых новостях — Робсон да Силва.
Рок-н-Спорт — телеграм-канал Владимира Афанасьева. Подписывайтесь!
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене