В начале 1980-х годов классик советского соцреализма Гелий Коржев написал странную картину, в корне отличающуюся от всем известных до этого момента работ художника.
Эту картину можно назвать и карикатурой, и предчувствием тех социальных катаклизмов, которые вскоре ожидали советское общество.
Но сначала буквально пару фраз о том, чем прославился Гелий Коржев.
Уже начиная с 1960-х годов коммунист Гелий Коржев был одним из главных представителей т.н. сурового стиля в СССР. Художник воспевал в своих работах энергию и волю простых людей (революционных романтиков, фронтовиков, рабочих и крестьян и т.п.), создающих новое общество.
Почти во всех работах Гелия Коржева, даже самых лирических, чувствуется внутреннее напряжение. Герои картин мастера даже в условиях мирного времени живут тяжело, но не страдают, а мужественно преодолевают все невзгоды на своем пути.
При взгляде на эти картины приходит на ум известная фраза Шопенгауэра: "Счастливая жизнь невозможна, а высшее, что может достаться на долю человека, - жизнь героическая".
А теперь вернемся к основой теме нашей статьи. Как я уже отметил, в начале 1980-х годов Гелий Коржев написал странную картину "Голубой огонёк". Художник никогда не объяснял, что на ней изображено, а впервые эта работа была выставлена только в 1990-е годы.
Однако посмотрите на позу существа, играющего на рояле. Так специфически, очень низко наклонял голову во время игры на рояле композитор Раймонд Паулс. А бесформенные белые балахоны с начала 1980-х годов начала носить Алла Пугачева.
Кроме того, общая композиция картины восходит к мега популярной в начале 1980-х годов песне "Маэстро" в которой блистали те же Раймонд Паулс и Алла Пугачева.
Можно отметить еще один интересный момент в картине Гелия Коржева. Перепонки между пальцев певицы словно восходят к особой расе зловредных существ - амфибий, которые были описаны в рассказах Говарда Лавкрафта "Тень над Иннсмутом" и "Догон".
В СССР рассказы Лавкрафта не издавались. Но Гелий Коржев мог знать их из пересказов прочитавших эти произведения на английском языке деятелей творческой богемы, с которыми мастер по долгу службы постоянно общался.
Очевидно, что рождённый в 1925 году художник не смог принять новые течения в советской эстраде. Скорее всего, для Гелия Коржева эталоном идеологически правильной эстрады могли оставаться только или Клавдия Шульженко, или Людмила Зыкина (впрочем, как и другие советские артисты с подобной культурой вокального исполнения). Во всяком случае, творчество этих певиц хорошо накладывается на визуальный ряд картин советского мэтра живописи.
Но новая по духу творческая эстетика Аллы Пугачевой для человека подобных суровых взглядов уже могла выглядеть как прямое вторжение Западной культуры с ее "буржуазной пошлостью" и "мещанскими" идеалами.
Вообще, картина "Голубой огонек" может свидетельствовать нам о том, что художник уже в начале 1980-х годов видел далеко идущие последствия начала упадка и разложения морали в СССР.
Уже в 1990-е годы Гелий Коржев, утративший все прежние коммунистические идеалы, перешел одновременно и к религиозной живописи, и к полному декадансу. Прославленный мастер соцреализма стал писать алкоголиков и прочих маргиналов, а также серии т.н. "тюрликов" - уродливых существ-мутантов, которые пытаются выдавать себя за людей.
Но начало этих творческих изменений в восприятии мира мастера положила именно картина "Голубой огонек". Может быть, не в полной мере оцененный до сего дня Гелий Коржев (1925-2012) был современным нам Босхом, провидцем?