Всем доброго дня! Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить об одном из самых известных романов Владимира Набокова - "Защита Лужина".
Это произведение ставит перед нами большое количество глобальных вопросов, вот только некоторые из них: а что есть жизнь? На что её стоит тратить? Почему Лужин не прав? Да и так уж не прав ли он?
Главная метафора этого романа вынесена в заглавие, так как "Защита Лужина" - это не только ответ на непобедимый дебют Турати, но и способ спрятаться от всего мира в пределах шестидесяти четырёх клеток шахматного поля. Это сложная, непробиваемая защита от людей, мечт, эмоций. Лужин - это человек, которого полностью поглотило его дело и даже в том случае, если в нужный час рядом с ним появиться человек, желающий вытащить Лужина из этой пропасти, то ничего путного из этого не выйдет.
Однако Владимир Набоков очень неоднозначно смотрит на Лужина. Даже не смотря на то, что великий шахматист совершенно забыл о человеческой жизни, о человеческих эмоциях (вспомните, Лужин чувствует радость, гнев, страсть только тогда, когда он находится за доской), даже не смотря на финал подобных людей (там что так, что так - всё горько и страшно)... Не смотря на всё это, Лужин - это единственный человек в романе, который получил себе имя. Да, в самом конце... Но получил!
Ни у Лужиной, ни у родителей Лужиной, ни у Валентинова, ни у Турати, нет имени. Все они называются либо по "должности", либо по фамилии, а Лужин, хоть и получает своё имя в следующем эпизоде, всё же его имеет:
Дверь выбили. «Александр Иванович, Александр Иванович!» — заревело несколько голосов.
Но никакого Александра Ивановича не было.
И тут есть даже вариант трактовки, который говорит о том, что никакого Александра Ивановича и не было, в нём не осталось ничего человеческого, он целиком ушёл в шахматы, он окончательно превратился в "Защиту Лужина", причем если у него отобрать эту самую "Защиту", то Лужин не долго протянет в этом мире, однако... Как же тогда другие герои? Почему у них нет имени? Почему все они - лишь фамилии?
Лужин действительно ушёл в свой мир, он действительно отдал всю свою жизнь шахматам, но в шахматах он навечно остался под именем Александра Ивановича Лужина, а где остались те самые безымянные герои, которые провели свою жизнь по всем правилам общества?
Владимир Набоков никогда не даёт однозначного ответа, но всегда задаёт интересный вопрос. В данном случае к роману можно подходить с десятков сторон, например, можно взглянуть на саму фамилию Лужина, которая имеет абсолютно явную аллюзию с одним "небезызвестным" романом Достоевского, где носитель этой фамилии играет крайне негативную роль. И отсюда, казалось бы, можно вывести то, что Лужин в романе Набокова - фигура отрицательная, живущая неправильно.
Однако все мы знаем отношения Набокова к Достоевскому, так что подобный пассаж вполне мог быть прямым вызовом или даже небольшой издёвкой. Всё же я считаю, что Владимир Набоков ценит Лужина гораздо больше, нежели его жену и уж тем более её родителей, так как Александр Иванович является человеком искусства, человеком, обменявшим свою жизнь на что-то хотя бы относительно вечное... А на что обменяли свою жизнь другие герои? На вечера в салонах? На обустройство лампового русского дома в центре Берлина?
Лужин же хотя бы "сыграл" несколько бессмертных партий, в которых он полностью и окончательно растворился.