Если не подобрать слово покрепче) Это я про феминизм, а не фэнтези, потому что в смысле жанра все как раз более-менее традиционно. Магия? Своеобразная и специфическая, но есть. Политические интриги? Есть. Войны? Есть. Красивые женщины?
А вот на женщинах как раз надо остановиться подробнее.
Собственно, серия "Эпоха безумия" - самые последние книги Аберкромби, самые свеженькие. Последняя книга серии, "Мудрость толпы", переведена на русский в 2022 году, то есть буквально только что. Почему это важно? Потому что в "Эпохе безумия" есть мотив, которого раньше у Аберкромби не было. И который вообще в фэнтези вот именно в таком виде встречается редко.
Называется "женщины-правительницы, женщины-воительницы везде". Буквально везде. К концу серии начинаешь пересчитывать и думать: там вообще остались страны, где у власти мужчины? Вернее, даже не страны, а армии. Как минимум две из героинь Аберкромби позиционируются, как в первую очередь полководцы, причем блестящие. Что принципиально ново.
Нелюбители спойлеров, осторожно, дальше они будут в ассортименте)
Какие варианты были раньше?
1) Женщина-правительница, которая не хочет войны, в первую очередь политик и дипломат. Есть исторические примеры, есть книжные персонажи. У Аберкромби к таким с натяжкой можно отнести Рикке, некоронованную королеву Севера, которая побеждает в основном за счет хитрости, а не грубой силы. Правительница-ведьма, правительница, которая видит будущее, не гнушающаяся обмана - архетипически наиболее близка к уже хорошо знакомым образам злых королев. Хотя, конечно, она куда более человечна и достаточно интересна, как личность.
2) Женщина-правительница, которая не против войны, но за которую воюют мужчины - тоже достаточно распространенный вариант. У Аберкромби это Савин, под конец серии становящаяся леди-регентом (фактически королевой) Союза. Она в первую очередь политик и финансист, армиями командует сначала её любовник, потом её муж. Я бы сказала, исторически это наиболее частая ситуация и линия Савин часто напоминала то Екатерину/Марию Медичи (когда на ней, умеющей и желающей зарабатывать деньги, планировал жениться принц, у которого денег не было), то Екатерину Вторую (в варианте с Орловым/Потемкиным). Тема, когда на деньги женщины мужчина собирает армию - это вот прям историческая правда)
3) Женщина во главе революции. У Аберкромби Судья - сначала одна из нескольких лидеров, потом становится единственной. Но стоит заметить, что, как и следует из её прозвища, она выносит приговоры, но не исполняет их собственноручно. Её влечение (в разных смыслах) к мужчине, который как раз-таки приговоры исполняет, внешне являясь примером грубой физической силы - логично, обоснованно... и уже классика. Судья - в первую очередь оратор, вот просится мне это слово. Умеет зажигать толпу и вообще выглядит, как рок-звезда (почти не шучу). Тоже вполне понятный тип женщины и желаемых ею отношений с мужчиной/миром - лично мне легко представляется на её месте эксцентричная, капризная и жестокая певица или актриса при брутальном телохранителе. Или нескольких.
А вот дальше пошла не-классика.
1) Леди-губернатор одной из провинций. Хотя зря я так про Инглию, это очень важная провинция, где происходит половина действия серии) Чтобы понять, в чем особенность этого персонажа, очень важно иметь в виду, что она мать воина-героя. Вот стереотипного (особенно когда он еще был при полном боевом комплекте). Героическое прозвище, обожание народа, смелость и до какого-то момента безрассудство прилагаются. Сверху еще красоты насыпано - мужественной такой.
И при всем при этом его мать лучше его, как полководец. И другими мужчинами признается, что она лучше. То есть, женщина сильнее мужчины на традиционно мужском поле, при том что мужчина обладает всеми внешними признаками неимоверной крутизны. Что реально ново - это не замалчивается. Практически прямо говорится - "Лео, ты, конечно, надежда всех и вся, но маму все-таки слушай".
2) Еще одна мама, на этот раз масштабом выше, потому что сын-король. Правда, репутация у этого короля уже не такая блестящая и героическая, зато мама оторвалась, выиграв несколько больших войн. И любимый сыночек о ней говорит, как о воительнице, а не о дипломате. Дипломат там он... и в принципе, в это верится.
Можно притянуть за уши еще одну королеву-мать, но не вижу особенного смысла это делать, потому та как-то не отличилась ни в войне, ни в политике. Даже странно для Аберкромби. Собственно, единственное, что в ней запоминается - красота и драматическая любовная линия.
Словом, Аберкромби собрал полную колоду королев, не очень королев, не совсем королев и просто леди. Что в этой серии вообще делают мужчины, хочется спросить. Архилектор Глокта в ответ только усмехнется.
Потому что управляет всем как раз он - старик в инвалидной коляске, искалеченный еще с молодости.
Выводы?
При всем внешнем тотальном феминизме в мире "Эпохи безумия" таки просвечивает патриархат. Причем очень интересного свойства - с одной стороны, самый что ни на есть стереотипный (старик-отец, причем отец больше даже в психологическом смысле, чем в физическом), с другой - скрытый так глубоко, что докапываешься только к концу серии. Хотя вроде бы лежит на поверхности, но не замечаешь - слишком много всего происходит, слишком все, казалось бы, меняется...
Ан нет.
Вообще отцовство в "Эпохе безумия" - отдельная интересная тема (даже интереснее на мой взгляд, чем материнство, чье влияние показано более грубо и ярко). Но об этом уже как-нибудь потом)
Ваша Аэлла.