Началось все с румын..., а, может, с итальянцев..., нет, все же с румын
В общем, так, Румынский флот на Черном море получил "четыре туза". Нет, это не образное выражение, т.к. изображение масти, действительно было нарисовано на борту эсминцев.
А, дело было так...
На момент вступления Италии в Первую Мировую войну в мае 1915 года, на верфи «CTT & Pattison» в Неаполе находились постройке четыре боевых корабля для румынского флота.
Четыре единицы, заказанных румынским флотом в 1913 году и спроектированных инженером Луиджи Скалья, строились под условными обозначениями Е-1, Е-2, Е-3 и Е-4, должны были получить в румынском флоте наименования «Вифор» («Vifor»), «Виджелие» («Vijelie»), «Вартес» («Vartez») и «Вискул» («Viscol») соответственно.
По состоянию на 24 мая 1915 г. их готовность была следующей: «Вифор» – 60%; «Виджелие» – 50%; «Вартес» – 20%. «Вискул» еще не был заложен. Сразу после начала войны итальянский флот реквизировал корабли и заготовленные для их строительства материалы. Данная мера была санкционирована Советом Министров Италии 5 июня 1915 г.
Так в итальянском флоте появились четыре крейсера - "скаута" (безбронные легкие крейсера). «Аквила» и «Спарвиеро» вступили в строй в 1917 году, «Ниббио» был готов за несколько месяцев до конца войны, а «Фалько» – уже после прекращения военных действий. Изначально создававшиеся для Черного моря, корабли имели крайне ограниченную автономность – всего 10 часов полным ходом, но при этом они имели высокую мореходность. Изначальное проектное вооружение "крейсеров" включало три 120-мм и четыре 76-мм орудия, плюс пять 450-мм торпедных аппаратов.
Обычный эсминец, водоизмещением 1600 тонн, длиной 94,7 метров, шириной 9,5 метров, осадка 3,6 метра. Две турбины фирмы Franco Tosi Meccanica и 4 котла "Thornycroft" выдавали 40 тыс. "лошадей" и разгоняли его до 38 узлов скорость хода. Ни дать, ни взять наш "Новик". Но...
Затем, итальянцы вознамерились вооружить корабли семью 120-мм орудиями.Потом, поставили на корабли вместо 120-мм орудий три тяжелые шестидюймовки, причем, две из них стояли побортно на баке.
За счет сокращения торпедного вооружения добавили зенитные орудия. Четыре 76-мм орудия были расположены побортно (по два орудия с длиной ствола 40 калибров, на каждый борт)
«Спарвиеро» и «Ниббио» были переданы Румынии в 1920 году, и с 1 июля 1921 г., на основе Королевского декрета от 2 июня 1921 г., они числились легкими скаутами (esploratori leggeri), и относились к дивизиону контрминоносцев (Diviziunea Contratorpiloarelor).
В 1925-26 году они прошли модернизацию, в ходе которой 152-мм орудия канэ были заменены на две 120/50-мм щитовых спарки Schneider-Canet-Armstrong 1918/19. в носу и в корме. Пятое одиночное 120-мм орудие было установлено по миделю. После модернизации, эсминцы были включены в Escadrila de Distrugătoare (эскадру эсминцев)
Так в румынском флоте появились "трефовый" Mărășești и "бубновый" Mărăști. Перед войной их модернизировали, убрав 120-мм орудие по миделю, заменив его двумя пулеметами 13,2-мм ("Гочкис"). Два 76-мм орудия заменили 3,7-см немецкими зенитными автоматами.
ТАк на Черном море появились будущие советские эсминцы "Легкий" и "Ловкий" (шучу, это случилось позже), а, пока у наших "Новиков" появились два соперника. Потом появились еще два... (но это тема следующей статьи)