Наверняка вам приходилось слышать словосочетания "женская проза" или "женская поэзия". Отношение к этим определениям очень неоднозначное как среди литературоведов и читателей, так и среди самих авторов. Как следствие - мы имеем множество трактовок.
1. Женская литература - значит написанная (ни за что не догадаетесь!) женщинами. Тогда возникает закономерный вопрос: почему мы не говорим "мужская литература"? (Вопрос риторический, каждый, кто хоть немного знает историю, понимает почему).
В начале 20 века более 100 поэтесс не только публиковали стихи, но и являлись активными участниками литературного процесса. Подобный расцвет связан, разумеется, с общей эмансипацией. Так вот многие из этих женщин называли себя поэтами и никак иначе. Вспомним Цветаеву: "Моим стихам, написанным так рано, / Что и не знала я, что я - поэт". Существовало предубеждение, что поэтесса не могла писать о серьезном и важном (только ахи и вздохи под луной), а вот поэт - мог. Неудивительно, что для многих читателей тогда и сейчас выражение "женская литература" отдает душком легковесности, поверхностности и несерьезности.
Следующая трактовка подливает масло в огонь ➡
2. Женская литература - написанная для женщин. В таком случае, нам, скорее всего, придется иметь дело с любовными романами (почти всегда не самого лучшего качества), которые, кстати, частенько пишут мужчины (обычно прикрываясь женским псевдонимом). Здесь опять срабатывают стереотипы: женский любовный роман = банальный и незамысловатый.
Но есть ещё одна точка зрения ➡
3. Квинтэссенция всех трактовок: женская литература - это произведения, написанные женщинами для женщин и о женщинах. Что это значит?
Женскую литературу создают женщины, которые гордятся своей природой и принимают её, поэтому, конечно, пишут об уникальном женском опыте (разумеется, не только об этом) для других женщин и (очень важно!) для мужчин.
Небольшая историческая справка:
В 1988 году в России появилась литературная группа писательниц "Новые амазонки" (первая женская писательская группа!).
"Женская проза? А что это такое? На какого читателя рассчитана? Стоит ли вообще делить художественное творчество на мужское — женское, не лучше ли следовать привычной шкале оценок плохо — хорошо?" - вполне закономерные вопросы появляются в манифестах первой в России женской литературной группы "Новые амазонки".
А вот ответ самих писательниц многим может показаться неожиданным: женская проза есть, потому что "есть мир женщины, отличный от мира мужчины".
Писательницы в духе настоящего феминизма отстаивали свое право быть женщиной, а не стремились мимикрировать под мужчин. Их произведения так или иначе отражали "уникальный мир женщины, мир ее чувств, ощущений, ее миросозерцание, ее объяснение мироустройства...
Женская литература, которая, конечно, существовала до 90-х годов 20 века (вспомним Остин, сестер Бронте и т.д), укрепила свои позиции. В "мире мужчин" появляются разнообразные и талантливые произведения, интересные прежде всего тем, что представляют другой взгляд и другой опыт - сквозь призму женского сознания.
Сейчас многие критики считают, что вести речь о женской литературе нужно не ради «деления» литературы на мужскую и женскую, а лишь для того, чтобы подчеркнуть изменения в развитии литературы. Посмотрите, мол, в 21 веке столько женщин пишут, становятся популярными, получают Нобелевские премии по литературе...
Если в 20 веке быть поэтессой стыдно, то в 21 писательницы наоборот подчёркивают свою гендерную принадлежность (да, я про "авторок", хотя от этого слова меня, если честно, бросает в дрожь).
Но на самом деле «женская литература» функционирует по тем же правилам и законам, что и «мужская», то есть так же, как литература вообще.
Если вам интересно, как и о чем пишут современные писательницы, вот для начала:
Вера Павлова (поэзия),
Линор Горалик (поэзия и проза)
Марина Степнова «Женщины Лазаря», «Сад»
Наринэ Абгарян «Симон», «С неба упали три яблока»
Евгения Некрасова «Калечина-Малечина», «Кожа»
Оксана Васякина «Рана», «Степь»