Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

Путь к превосходству: технотриллер о цифровом бессмертии с Джонни Деппом

Выгрузка сознания и цифровое бессмертие — технологические концепции, которые, признаюсь честно, очень меня волнуют. Причём как в положительном, так и в негативном ключе.

Чем это станет: спасением от окончательной смерти и забвения или проклятием, к примеру, цифровой геронтократии? Приведёт ли это к освобождению человечества от части биологических оков? Или нас ждёт виртуальное рабство?

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В фантастике эта тема поднималась не раз и не два, в том числе в кинематографе. Однако есть как всеми признанные шедевры, с которыми так или иначе знаком каждый поклонник жанра, так и неплохие работы, прошедшие мимо массового зрителя либо получившие умеренные или даже отрицательные оценки, сказавшиеся на их популярности.

В этом материале хотелось бы немного рассказать об одном из таких фильмов — научно-фантастическом триллере «Превосходство» (2014) в котором затрагиваются интересные темы, а воплощают авторский замысел на экране талантливые актёры.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

События «Превосходства» (трейлер внизу) разворачиваются в недалёком будущем. Разработчик технологий искусственного интеллекта Уилл Кастер уверен, что достижение технологической сингулярности не за горами.

Его взгляды и проект, а также работа его многочисленных коллег подвергается ожесточённой критике со стороны техноалармистов. Всё приходит к тому, что радикалы совершают серию терактов, нападая на лаборатории и учёных. Одной из их жертв становится Кастер.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Понимая, что его жизнь подходит к концу, Уилл заручается поддержкой своей супруги Эвелин и лучшего друга Макса, чтобы успеть загрузить собственный разум в компьютер.

Превосходство

Режиссёрский дебют Уолли Пфистера, известного по операторской работе в фильмах Кристофера Нолана, провалился в прокате и получил преимущественно разгромные отзывы у критиков.

Ситуацию не спасали даже первоклассные актёры как на первых ролях (Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани), так и на второстепенных (Морган Фримен, Кейт Мара, Киллиан Мёрфи).

Однако на мой взгляд, фильм может похвастаться приятной картинкой, понятными персонажами и неспешной, но увлекательной историей об оцифровке сознания и появлении трансчеловеческой сущности.

Создатели фильма затрагивают техноалармистскую тему о рисках появления такой сущности, объединяющей возможности вычислительных машин и человеческого разума.

Самое интересное, что события в финальной части показывают, что страхи людей, опасающихся сильного искусственного интеллекта или загруженной в «облако» личности, не беспочвенны.

Однако каких-то прямых выводов о ситуации никто из персонажей за зрителя не делает. Нам самим придётся оценивать риски и возможные преимущества появления разума, способного объять то, на что не способен обычный человек.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Какое место в таком мире займём мы, простые люди? Можем ли мы полностью полагаться на добропорядочность и гуманизм того, кто уже не является человеком? Если отдельные представители человечества решатся на создание подобного существа, мы должны будем сформулировать некие этические ограничения, возможно, заложенные на базовом уровне. Хотя это может привести к ограничению личности. Да и вообще, придётся ведь решить вопрос с наделением цифровой личности правами, возможностями или даже обязанности.

А справедливы ли угрозы учёным и компаниям, в руках которых оказываются технологии, способные перевернуть мира с ног на голову? Да и могут ли в реальности такие действия неолуддитов остановить человечество на пути к технологической сингулярности?

Все эти вопросы так или иначе затрагиваются в фильме, пусть и неявно. «Первосходство» — далеко не шедевр кинофантастики, но я уверенно могу назвать его любопытным фильмом, заслуживающим внимания.

К слову, на «Сай-фай ревью» таким образом уже формируется небольшая подборка из обзоров не самых популярных, но любопытных фантастических фильмов, в том числе тематически схожей с «Превосходством» картины «Мой создатель», а также космической («Европа») и планетарной фантастики («Перспектива»), запутанного триллера «Связь», драмы о причудах памяти «Вспомнить заново», постапокалиптической ленты об одиночестве «Финч» и проч.

P.S. Ранее на «Сай-фай ревью» выходил обзор фантастического романа, где представлен куда более позитивный и оптимистичный взгляд на возможности «загруженного» человека.