Найти в Дзене

В фокусе: «ручная работа» и тонкости вбросов

Победу «Спартаку» в поединке с «Тверью» принесли, как мы знаем, два быстрых гола. Однако на одном из них – первом – стоит остановиться чуть подробнее. Причём важен даже не сам эффектный удар Кирилла Чурсина (#69), а то, что ему предшествовало – вброс мяча из-за боковой. На финише осенней части сезона это может стать (и уже становится) для «Спартака» своеобразным «тайным оружием». Разберём детали.

Итак, вброс мяча из-за боковой линии. Проще говоря – аут. Кто этим чаще всего занимается? Игроки фланговые. Им и идти к бровке далеко не надо, и к позиции привязка сохраняется. Но вот каким должен быть сам бросок? Точным – это понятно, если разыгрываешь мяч накоротке. Но сильным ли? Низким ли – или напротив максимально высоким? В современном футболе значение аутов – не просто в том, чтобы сохранить владение. Очень часто вбросы из-за боковой и сами по себе – возможность создать опасный момент. Недаром специалисты – наряду со штрафными и угловыми – также относят их к категории «стандартных положений».

Сразу оговоримся: речь здесь пойдёт только о вбросах мяча из аута в финальной трети поля – то есть ближе к атаке. Большая часть эпизодов – взята из первого тайма игры с «Тверью», поскольку во второй половине подходы «Спартака» к чужим воротам носили в основном контратакующий характер, и розыгрыш стандартов (как виделось со стороны) был нацелен в основном на надёжность – с нивелированием рисков потери мяча. Итак, главные тезисы.

#11 Серасхов Александр, защитник ФК "Спартак" Кострома
#11 Серасхов Александр, защитник ФК "Спартак" Кострома

Во-первых – и это можно было заметить и по предыдущим играм – у «Спартака» появился свой штатный ручной «метатель» – Александр Серасхов (#11). В нынешней расстановке красно-белых он закрепился в роли левого флангового защитника (хотя имеет опыт игры и справа), то есть ввод мяча – вполне себе его «профиль». Однако есть два нюанса. Первый – мячи он бросает не только с «родного» левого края, но и с противоположного левого (к «побочке» этого явления ещё вернёмся). Второй – КУДА именно он их бросает.

Здесь позволим себе совсем чуть-чуть заглянуть в прошлое. И вспомним самых известных «аутомётов» последних декад. Не знаю, как вам, а лично мне на ум приходят две команды из Английской Премьер-Лиги, поставившие розыгрыш аутов на голевой поток. Хорошо, сопоставлять российскую Вторую лигу и лучшую в мире (где-то нахмурились игроки ФНЛ) – как сравнивать сами-знаете-что с перстом. Окей. Важнее другое – концепция. Итак, «Сток Сити» конца нулевых (с их знаменитым «кидалой» Рори Дэлапом) и чемпионский «Лестер» середины прошлой декады (здесь руками работал Кристиан Фухс). Что общего между их подачами из-за бровки? Правильно – цель. У «Лестера» были защитники-исполины Морган и Хут, у «Стока» – двухметровый форвард Питер Крауч. На них, словно на «магниты», и были нацелены вбросы мяча вблизи чужой штрафной. Получались, конечно, не угловые – но вполне себе самостийные с точки зрения отработки схем «стандарты».

Построение команды ФК "Спартак" Кострома, внимание на рост #3 Бугриёва Сергея
Построение команды ФК "Спартак" Кострома, внимание на рост #3 Бугриёва Сергея

Есть подобный целевой «столп» и у костромского «Спартака» – центральный защитник Сергей Бугриёв (#3). Рост Сергея, по разным данным – от 197 до 199 сантиметров (может, от высоты шипов на бутсах зависит?). Не суть. Факт в том, что Бугриёв (#3), как правило – самый высокий игрок на поле, даже учитывая вратарей. И таким козырем – грех не воспользоваться.

Впрочем, как ни странно, игра головой (в плане точности) до сих пор отличительным преимуществом Бугриёва (#3) не была. Свой единственный гол в этом сезоне он забил после подачи углового, но ногой – удачно сыграв на отскоке и положив начало выездной победе над «Динамо-2» (5:3). И вообще прежние тренеры использовали Бугриёва (#3) в основном лишь как «отвлекающий манёвр» для защитников соперника. Пока один-два оппонента контролировали нашу «каланчу», мяч отдавался другому спартаковцу – а там уж, в единоборстве, что называется, «как повезёт».

Пример – из игры с «Текстильщиком» (здесь, кстати, в отсутствие Серасхова (#11) мяч вводил в игру Алексей Пилипенко(#63)) Бугриёв (#3, здесь и далее – отмечен кругом) располагается ближе к центру чужой штрафной, борьбу за мяч ведёт сравнительно невысокий Дмитрий Калабухов (#20). Иногда в его роли эпизодически выступали Даниил Соколов (#15) или Александр Лихачёв (#96). Бугриёв (#3) же – подчёркиваем – оказывался первым на мяче при вбросах далеко не всегда.

Эпизод матча "Спартак" Кострома – "Торпедо" Владимир. Розыгрыш мяча пойдёт на  #15 Соколова Даниила. #3 Бугриёв – чуть в стороне.
Эпизод матча "Спартак" Кострома – "Торпедо" Владимир. Розыгрыш мяча пойдёт на #15 Соколова Даниила. #3 Бугриёв – чуть в стороне.

Теперь же инициатива быть «в центре событий» при вводах из аута – прочно в руках самого высокого игрока «Спартака». Вернее, инициатива то (вместе с мячом) как раз в руках Серасхова (#11). А задача Бугриёва (#3) – за счёт роста сразу выигрывать верх. Вот несколько примеров такой удачной практики из игры с «Тверью».

5-я минута. Всего в штрафной обороняющихся хозяев – пятеро спартаковцев. Бугриёв (#3) располагается на ближней штанге. Мяч от Серасхова (#11) идёт адресно именно ему. В это время ближайший за спиной Бугриёва (#3) игрок (Лихачёв, #96) отклеивается от оппонента так, чтобы в случае промаха нашего столпа оказаться первым на мяче. Бугриёв (#3), тем не менее, не промахивается, борьбу выигрывает (пусть и не акцентировано, но подправив мяч головой) – в результате Лихачёв (#96) оказывается на ударной позиции. Помешать пробить с расстояния в считанные метры ему мешает лишь поле – мяч предательски уходит за лицевую.

Кстати, на последнем стоп-кадре советуем обратить внимание на подбор: здесь, за линией штрафной, отскок мяча караулят ещё двое спартаковцев – Чурсин (#69) и Бабков (#18). Один из них в следующем эпизоде сыграет решающую роль.

Три минуты спустя – аут с другого фланга. Даром что справа – вновь бросает Серасхов (#11). Вновь Бугриёв (#3) на ближней штанге выигрывает борьбу, скидывая мяч на этот раз глубже в штрафную – в направлении Укомского (#11). Чтобы не дать тому пробить, головой наперерез бросается защитник «Твери». И, не глядя, выносит мяч ровно в зону подбора. А там – «дежурный» Чурсин (#69). Не медля, тут же бьёт – и попадает. Есть гол!

Нацелено сбрасывать мяч партнёрам у Бугриёва (#3), конечно, получается не всегда. Однако благодаря габаритам, помноженным на пусть немного «угловатую», но природную координацию – ему удаётся порой выцепить даже те мячи в чужой штрафной, которые, казалось бы, уже проиграны. Пример – эпизод на 36-й минуте. Комбинация, аналогичная той, что была в самом дебюте встречи – с забеганием Лихачёва за спину борющимся. Здесь Бугриёв (#3), атакуемый сразу двумя защитниками соперника, вместо планируемой скидки за спину невольно поднял мяч над собой. Импровизированную «свечку», впрочем, спустя секунду он же сам и «потушил» – точно так же, себе за спину, но уже в другом направлении. Выдав снаряд под прострел Никите Кирееву (#22). Будь Киреев (#22) левшой – дело дошло бы и до удара. Но, тем не менее, острота вновь пришла – в том эпизоде, когда её вроде бы уже и не ожидалось.

К слову, отметить надо не только роль Бугриёва (#3), но и самого бросателя снарядов – Серасхова (#11). Чтобы было понятно: ширина поля в Красногорске – 65 метров. Ворота – 7,32. Ширина вратарской от штанги – ещё 5,5. По ряду картинок путём нехитрых вычислений можно определить примерную точку, куда прилетает мяч после ввода Серасхова (#11). Метров на 27-28 – определённо. И, кажется, будь задача бросить ещё дальше – и это не было бы проблемой.

30 метров может и не 30, но за 25 – точно. Учитываем, что #3 Бугриёв делает ещё шаг-два назад
30 метров может и не 30, но за 25 – точно. Учитываем, что #3 Бугриёв делает ещё шаг-два назад

Единственный нюанс – мяч при бросках Серасхова (#11) летит по ярко выраженной дуге – почти без «плассирования», что свойственно подачам с углового. Впрочем, возможно, такой задачи сейчас перед ним и не стоит: судя по всему, под подобные, чуть «зависающие» в воздухе мячи, Бугриёву (#3) подстраиваться даже удобнее.

Что до практики не разделять фланги, а привлекать Серасхова (#11) к вбрасываниям в том числе и справа – это, безусловно, сопряжено с некоторым риском при потере мяча. В одном из эпизодов в середине первого тайма «Твери» удалось этим воспользоваться – и провести быструю атаку через пустующий коридор левого защитника. Левый центрбэк Соколов (#15) и опорник Чурсин (#69), вроде бы, всё сделали «по науке» и зону подстраховали – но накрыть удар Робинзона Звонкова всё равно не сумели. К счастью, он оказался сильно неточным.

За этот момент, надо полагать, команде сразу прилетел «нагоняй» со скамейки. Показать «выученный урок» удалось минут десять спустя: после вброса аута и точно такой же потери на правом краю атаки – сам Серасхов (#11) тут же совершил впечатляющий рывок и успел «обнулить» огрех партнёров рискованным, но чистым подкатом. Благо, атака тверичей развивалась через этот же, а не противоположный фланг. Тем не менее, над подстраховкой в подобных эпизодах «Спартаку» ещё предстоит поработать. А лучше всего – максимально сократить риск подобных потерь в принципе. Ещё больше внимания уделив игре на подборе.

Ну и, завершая анализ, нельзя не отметить и то, что ауты – пусть даже не в самой близости от чужих ворот – стали эффективнее использоваться «Спартаком» в быстрых атаках. Пример – в студию. Серасхов (#11) бросает на освободившегося от опеки Буранова (#88). В ту же секунду под передачу открывается третий – Валентин Бабков (#18). Пока соперник реагирует, Бабков (#18) уже набрал скорость и выигрывает у него полкорпуса. Буранов (#88) вырезает передачу на ход – и лишь габариты позволяют 4-му номеру «Твери» не дать Бабкову (#18) принять мяч во фланг.

Тем не менее, отвоевать мяч удаётся в борьбе – и в центре его подхватывает Укомский (#7). Пас которого на Никиту Киреева (#22) мог стать потенциально голевым – но пришёлся слегка «не в шаг» партнёру. А жаль. Геометрически атака была бы ничуть не хуже, чем те, что привели к первым двум голам.

Подытоживая всё сказанное выше, отметим главные выводы. Во-первых, угловые по схеме «Киреев-Укомский-гол» могут работать не всегда. И штаб «Спартака» стандартами занимается весьма тщательно – наигранные «домашние заготовки» видны невооружённым глазом. Фактор случайного отскока при этом никто не отменял – но ведь согласитесь, любой «рандомайзер» в штрафной соперника – это лишняя возможность воспользоваться такой помаркой…

Во-вторых, имея в составе почти двухметрового гренадёра, «Спартак», похоже, научился использовать его преимущества не только у своих, но и у чужих ворот. Пока – лишь в схеме с аутами. Но почти наверняка тренеры найдут оригинальные «заходы» с Бугриёвым (#3) и на других видах «стандартов». Ждём и потираем руки.

В-третьих, «Спартаку» было бы неплохо найти аналогичного по эффективности «метателя» и на правый фланг. Из-за лишних перестроений и сумбурных подстраховок – да. Но и, в конце концов, от травм и дисквалификаций никто не застрахован. Воробьёв (#5)? Киреев (#22)? Учитесь, перенимайте опыт. Мяч вам в руки!

Ну, и в четвёртых, пусть даже вывести ауты на уровень «Стока» или сборной Исландии времён Евро-16 нашему «Спартаку» в полной мере и не удастся, главное – попытка. Поиск новых нестандартных решений. Постоянное развитие – даже в таких, казалось бы, мелочах для не самого взыскательного болельщика. Но это детали. А детали решают.

#11 Cерасхов с невестой Валерией
#11 Cерасхов с невестой Валерией

P.S. И, да, #11 Серасхов… Признайся, где так руки натренировал? Невесту на руках носишь? :)