Если ехать от Елизово на север, то вулканов долго не будет - только на востоке и на западе над дымкой то и дело появляются смутные ломаные линии горных хребтов и вершин.
И только километров через 300 прямо над дорогой встают вулканические конусы огромной высоты и невероятной крутизны.
Точнее, невероятная крутизна есть только у одного из них - и неспроста: это вулкан Ключевская Сопка, самая высокая гора на севере Евразии, во всей России по высоте уступающая только вершинам Кавказа.
Ну а другой конус более приземистый, оплывший, но ему можно это простить - это не так давно капитально извергавшийся Толбачик.
На эти горы нет такого простого подъёма, как на "домашний" Авачинский вулкан мои на пологий Мутновский, да и вахтовок с туристами сюда ездит на порядок меньше: до Петропавловска почти 500 километров.
Так что не было у меня никакой надежды на покорение этих вершин, или хотя бы на достижение знаменитых лавовых полей Толбачика, и я любовался северо-камчатскими вулканами с дороги.
Благо что их видно с многих мест на последних 200 километрах транскамчатской трассы - от окрестностей Атласова до Усть-Камчатска.
Многие могут сказать, что трасса - это сильно сказано: отсыпанная гравием грунтовка, траффик - несколько машин в час, но другого варианта на сотни и тысячи километров вокруг попросту нет.
Бывший город, а ныне просто село Ключи находится прямо у Ключевской сопки, у северного подножия высочайшего вулкана.
Там, где река Камчатка прорывается через невысокий хребет, идущий от Ключевской сопки к самому северному камчатскому вулкану Шивелуч.
Лес в окрестностях Ключей прорежен пеплопадами частых извержений, исполосован следами селевых потоков, которые и само село задевают частенько.
Так что в Ключах пыльно, пустынно, и никогда не скажешь, что ещё двадцать лет назад это официально был город.
Ни одного дома выше двух этажей (кроме, возможно, военного городка, куда меня не пустили), всё деревянное (хотя и обшитое сайдингом в целях борьбы с местной сыростью), общая разреженность застройки выдаёт, что не так давно Ключи были гораздо больше.
Взгляд радуют красочные плакаты местного заповедника с вулканами на площади (настоящий вулкан тоже отлично видно, стоит только посмотреть немного вбок и выше), и небольшая зона отдыха на берегу реки, где можно узнать длинную, но небогатую событиями историю Ключей.
Если бы не местный климат (огромная влажность, переменчивая погода, короткое лето), на удобренных пеплом почвах, наверное, неплохо росли бы сельхозкультуры.
В общем, хорошо, что основное занятие ключевцев, хоть они теперь и сельские жители - это вовсе не сельское хозяйство, а обслуживание ракетного полигона "Кура́", расположенного ещё в нескольких десятках километров севернее. Вернее, обслуживают полигон военные из ключевского военного города, а экономика посёлка во многом построена на обслуживании этого самого военного городка. Ракетами по полигону стреляют из Европейской России, кажется, из "Капустина Яра" в Астраханской области, но более точную информацию местные вояки мне сообщать отказались, даже в нетрезвом виде - я попал к ним на день рождения на местном озере.
Погода на Камчатке в те дни стояла неадекватно жаркая (+25, и никакого дождя целую неделю), и я хотел искупаться в большой реке Камчатке.
Но оказалось, что регулярные пеплопады изменили местную почву, и под действием речной воды она превращается в такую зыбучую грязь, что в эту реку если и войдёшь, то потом точно не выйдешь без потерь.
В поисках водных процедур я попал на старичное озеро Куражечное, где каким-то чудом сохранился песчаный пляж и проводила свой законный летний выходной добрая половина посёлка.