Найти в Дзене

В Самару! Винные склады Григория Иванова и исчезновение Бахуса с нимфами

Вообще для традиционной русской кухни виноградное вино – вещь не самая близкая. Хотя известно было с незапамятных времен, а точнее – со времен принятия христианства и воспринималось в качестве ритуального напитка во время церковного причастия. А началось русское виноделие, как известно, лишь в 1613-м году, когда по повелению царя Михаила Федоровича в Астрахани был заложен виноградный «сад для двора государева» и выписан из герцогства Голштинского садовник Яков Ботман. Первое вино отправилось к царскому двору только в 1656-м году.

Вазоны на крыше  уцелели, как и часть богатого лепного орнамента
Вазоны на крыше уцелели, как и часть богатого лепного орнамента

Внук Михаила Федоровича Петр I, съездив в Европу и привезя туда технологии, положил начало промышленному виноградарству и виноделию, велев после взятия Азова высадить в окрестных станицах виноградники. При этом до середины 19-го века вина производилось немного – соответственно, стояло оно лишь на богатых столах. А широкие слои населения смогли приобщиться к употреблению благородных напитков только с развитием капитализма.

Сохранившийся чертеж Мошкова
Сохранившийся чертеж Мошкова

В дореволюционной Самаре рубежа веков крупнейшим виноторговцем был купец Григорий Иванович Иванов. «Главным» стал не сразу – первоначально держал небольшую винную лавку в одноэтажном доме на углу Заводской (Венцека) и Соборной (Молодогвардейской), продавал напитки бочками и в розницу. Состоял во взаимовыгодной дружбе с купцами – владельцами соседних бакалейных магазинов , достаточно быстро разбогател, записался купцом второй гильдии и, поскольку лавка стала тесна для растущего предприятия, заказал проект нового двухэтажного дома с винными погребами у Георгия Мошкова.

Фигурный аттик поддерживали прекрасные нимфы
Фигурный аттик поддерживали прекрасные нимфы

Архитектор-самоучка, как всегда, оказался на высоте. Угловой особняк с арочными окнами второго этажа и богатой «ренессансной» лепниной, занимающий половину квартала, тактично вписался в общую панораму улицы, на которой в это время росли один за другим такие же великолепные купеческие особняки . С фасада «дворца», щедро украшенного картушами, «держащими» крышу женскими фигурами-кариатидами и «висячими» пилястрами, смотрели на прохожих скульптурные нимфы, крышу увенчивали декоративные вазоны. Над верхним угловым окном с широкой полукруглой аркой разместилась фигура бога вина Бахуса, а под ней по балконному парапету шли лепные объемные буквы хозяйской фамилии - «ИВАНОВЪ»

Газетная реклама
Газетная реклама

На первом этаже находился винно-колониальный магазин с большим дегустационным залом, курительной комнатой и помещениями персонала, на втором – хозяйские жилые апартаменты и рабочий кабинет. В обширные склады-погреба вел вход со двора, а часть дома со стороны Молодогвардейской сдавалась под аптеку.

Дореволюционный винный магазин
Дореволюционный винный магазин

Предлагаемый магазином Григория Иванова ассортимент был поистине огромным. Редкие иностранные вина доставлялись по заказ, в наличии поддерживалась линейка отборных виноградных вин высшего класса всех тогдашних производителей – братьев Елисеевых, Леве, Депре, князя Льва Голицына, Жоржа Рихтера. Завозилось много кавказских, крымских и бессарабских вин, разливались и собственные – полученные от самарских садовладельцев и выдержанные в погребах. Греческие и испанские красные вина поставлялись во все православные храмы.

-6

Тут сам собой напрашивается вопрос о связи виноторговца Григория Ивановича Иванова с самарскими воротилами гостинично-ресторанного дела братьями Иваном и Григорием Федоровичами Ивановыми – владельцами гремевшего на всю Самару ресторана-варьете «Аквариум». Родственных связей между ними не имелось - приходились друг другу однофамильцами, что при такой фамилии неудивительно, а вот коммерческие связи, надо думать, были налажены, поскольку товар Григория Ивановича в «Аквариуме» являлся востребованным.

Винные погреба выглядели так
Винные погреба выглядели так

Как и для однофамильцев, с 1914-года пришли тяжелые времена. «Сухой закон», война, революционное брожение и пришедшая следом нужда положили конец процветающему предприятию. Завершающим аккордом стал люмпенский погром в конце 1916-го. Напали сначала на хозяйку аптеки, размещенной в здании – но ее спасли оказавшиеся рядом прохожие.

Чудесные детали
Чудесные детали

К вечеру нагрянула уже целая толпа, разгромила аптеку и устремилась на штурм винного погреба. Грабители через подвальные окна перебрасывали за забор ящики с портвейном, шампанским Льва Голицына, рижским бальзамом и дорогим французским "Сан-Рафаэлем". По воспоминаниям той же хозяйки аптеки , «все перепились, а особенно повар военного лазарета. Бандитов, не стоявших уже на ногах, арестовали городовые Сысуев знак № 82 и Бикшиев знак № 12». Чтение этих воспоминаний заставляет призадуматься. Почему стражи порядка дожидалась, пока грабители перестали стоять на ногах и не вмешалась пораньше? Ведь разграбление богатых погребов с последующими возлияниями продолжалось не один час и уж соседи точно в полицию сразу сообщили о погроме!

Продукция заводов Льва Голицына
Продукция заводов Льва Голицына

Как сложилась после этих событий дальнейшая жизнь Григория Иванова, неизвестно. Зато судьба его особняка-дворца на Венцека известна, да только она пока не радует. В 1918-м здание было национализировано, несовместимые с новой идеологией фигуры нимф и Бахуса – сняты, как и лепнина с фамилией хозяина.

Двор. Раньше здесь был  вход в винные погреба
Двор. Раньше здесь был вход в винные погреба

Хотя здание, занятое разными организациями, продолжало эксплуатироваться , содержаться в относительном порядке и еще в 1987-м было признано ярким образцом эклектического стиля и памятником культурного наследия – постепенно стало никому не нужным. В настоящее время бывший винный склад выставлен на торги - и хочется надеяться на последующее возрождение бывшего "дворца виноторговли".

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете