Найти тему
Жить по Христу

Божественность Иисуса Христа. Евангелие от Иоанна. Аргументы против.

Оглавление

Признающий Христа за Бога (в полном и абсолютном смысле этого слова), увидев заголовок, скорее всего решит пройти мимо. А зря. Не стоит "прятать голову в песок", когда сталкиваешься с чем-то, что противоречит твоей точке зрения. Об этом шла речь в предыдущей статье. Отрицающим же Его Божественность тоже будет о чём поразмыслить.

(статья для думающих людей)

Иисус Христос в одиночестве. Уильям Дайс. Доска, масло. 1860. Источник изображения https://yavarda.ru/pic_38874.html
Иисус Христос в одиночестве. Уильям Дайс. Доска, масло. 1860. Источник изображения https://yavarda.ru/pic_38874.html

Традиционно считается, что Евангелие от Иоанна более всего говорит о Божественности Спасителя. Но не всё так просто и однозначно, как это может показаться на первый взгляд, да и на второй тоже.

Ранее уже шла речь о том, что исходная предпосылка довлеет над всеми нами, не станем же здесь опять говорить об этом, а посмотрим на Евангелие от Иоанна глазами человека, отрицающего Божественность Иисуса или сомневающегося в этом.

Что же мы видим?

В самом первом стихе взгляд выхватывает это:

"...и Слово было у Бога..." (От Иоанна 1:1).

Да, конечно, там есть и продолжение, но пока остановимся на этом. Видим, что есть Слово (здесь абсолютно ясно, что речь идёт о Сыне Божием, Иисусе Христе) и есть Бог. Видна разница, не так ли?

  • Читаем далее.

"И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий" (От Иоанна 1:36).

Здесь Спаситель назван Агнцем Божиим, не Богом.

"Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что "Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (От Иоанна 3:2).

А вот кем Его видит Никодим. Он для него не Бог, а учитель (раввин (евр), дида́скалос (греч.)), пришедший от Бога.

  • А вот и слова из беседы Иоанна Крестителя с его учениками:

"Ему (Иисусу Христу) должно расти, а мне умаляться" (От Иоанна 3:30).

То, что Иоанну Крестителю, как человеку, должно умаляться это просто и понятно, но как до́лжно расти Христу, если Он Бог? Для Бога процесс роста выглядит несколько странно, так как Богу расти некуда в принципе.

  • А вот ещё интересное свидетельство:

"Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа" (От Иоанна 4:6). 

Но все мы, внимательно читавшие Священное Писание, можем вспомнить и такое место:

"Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим" (Исаия 40:28).

А здесь мы видим изнемогшего (утрудившегося, что тоже самое) Иисуса. Как-то это странно, если Он Бог.

"Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (От Иоанна 4:23-24).

Иисус говорит, что будут поклоняться не Ему, а Отцу (но об этом в своё время поговорим отдельно). Отец, Бог, имеет духовную природу, Он есть Дух, а Иисуса мы видим во плоти. Бог ли Иисус в таком случае?

"На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь" (От Иоанна 5:19-20).

А как понимать слова Христа, что "...Он ничего не может..." без Отца? При этом, Отец ещё и показывает Сыну дела, которые Тот должен совершить.

"Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (От Иоанна 5:30).

И воли Сын ищет не Своей, а воли Отца.

"Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог" (От Иоанна 6:27).

А возможно ли на Бога "положить печать"?

"Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (От Иоанна 6:57).

Иисус говорит, что Он живёт Отцом. Если бы Иисус был Богом, то Он мог бы жить Самим Собой. Так?

"Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (От Иоанна 8:28).

А нужно ли Богу учиться? Очевидно, что нет.

"Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня" (От Иоанна 8:42).

Если бы Иисус был Богом, то вполне мог бы сказать, что Он есть Отец этих самых иудеев, с которыми ведёт беседу. Но вместо этого говорит, что Он Сам пришёл от Бога.

"Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (От Иоанна 9:31).

А это слова иудеев, причём вполне резонные. Эти иудеи видели в Иисусе человека, чтущего Бога, но не Бога.

"Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?" (От Иоанна 10:36).

"...Которого Отец освятил..." Нуждался ли Иисус в таком освящении, если Он Бог?

"Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог" (От Иоанна 11:21-22).

Если бы Марфа воспринимала Иисуса как Бога, то вряд-ли бы она сказала Ему такие слова. Заметим, что и Спаситель её не переубеждает.

Последняя вечеря.

"Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит" (От Иоанна 13:3).

Если бы Иисус был Богом, то как тогда мог бы Бог "изойти" из Бога? Но Иисус знает, что Он от Бога исшел.

"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте" (От Иоанна 14:1).

"...в Бога и в Меня..." Здесь же очевидно, что Бог и Иисус не одно и тоже. Не так ли?

"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (От Иоанна 14:16).

Бог умолит Бога? Как-то нелогично. Притом в Евангелиях многократно приводятся свидетельства, как Иисус молился Богу (Отцу). Отсюда вопрос: может ли быть Богом тот, кто молится Богу?

"Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня" (От Иоанна 14:28).

Ну а вот здесь, прямо и недвусмысленно говорится, что Отец более Иисуса. Так разве может Иисус быть Богом, если Он менее Отца?

Обратим внимание и на притчу:

"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (От Иоанна 15:1-2).

Здесь видна явная разница между Отцом и Сыном. Хотя может и не стоит здесь делать слишком большие выводы, так как это притча.

Но вот последняя вечеря подходит к завершению. И как итог всего видим следующие:

"ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. ... Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел" (От Иоанна 16:27,30).

 

Иисус исшел от Бога (Отца). Это Он и Сам говорит, и ученики Его принимают это слово и свидетельствуют об этом.

А теперь первосвященническая молитва Господа.

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (От Иоанна 17:3).

Здесь даже комментировать нечего.

"Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (От Иоанна 17:4).

Иисус говорит о деле, которое поручил Ему Отец. Как-то странно что-либо поручать Богу.

"Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое" (От Иоанна 17:6).

В этой молитве не менее семи раз звучит "...Ты дал Мне...". Виден источник всякого даяния - Отец Небесный.

"Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира" (От Иоанна 17:14). А также Иоанна 14:24.

Слово Иисус говорил не Своё. Это слово Отца.

"Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня" (От Иоанна 17:25).

Сравним с этим:

"Остановитесь и познайте, что Я - Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле" (Псалтирь 45:11).

Иисус говорит, что познал Отца, Бога. Интересно, не так ли?

И последнее.

"Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (От Иоанна 20:17).

А это уже как финальная точка. Без комментариев.

И к каким же выводам нас всё это приводит?

Это же слово Божие, посланное нам через любимого ученика Господа Иисуса - Иоанна Богослова. Не видеть, не хотеть это видеть есть дело неразумное. 

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2-е Тимофею 3:16).

Всё Писание, а не выборочные отрывки, используя которые нам так нравится конструировать то, что нам нравится и хочется.

Итак, что же, мы пришли к выводу, что Иисус Назорей не является Богом в самом полном и абсолютном смысле этого слова. Так?

Если бы всё было так просто, то и говорить было бы не о чем. Однако же, есть нюансы, потому и выводы наши не безупречны. Но об этом следующие статьи. Не пропусти́те.

P. S. В комментариях можно (и нужно) высказать автору всё то негодование, которое имеется. А если такового у вас нет, то тогда и мнением поделиться. Пожалуйста.

Продолжение обязательно следует...

Первая статья по этой теме.

Предыдущая статья.

Читайте также цикл статей об искушениях и их преодолении, а также о Страстной неделе и воскресении Христа.