Найти в Дзене

В Самару! Замок масонского братства и дом князя-большевика

Появившееся давным-давно в виде тайного общества масонство на рубеже 19-го и 20-го веков смогло вновь возродить к себе интерес в крупных российских городах. Самара, конечно, исключением не была Место для собраний «вольных каменщиков», называлось, как известно, масонской ложей. Поскольку основной считается версия происхождения от средневековых строительных гильдий, располагаться масонским ложам следовало, скорее всего, в средневековых замках. В Самаре начала прошлого века это правило соблюдалось. Сначала про «готический замок» Появился он на улице Алексея Толстого, 30 в середине 19-го века и изначально представлял собой кирпичную двухэтажку, выстроенную по «образцовому проекту» без претензий на стиль. Дом сменил нескольких владельцев, в 1908-м году был куплен потомственным почетным гражданином Самары купцом Субботиным – в качестве приданого для одной из дочерей – и перестроен по проекту архитектора Михаила Квятковского в неоготическом стиле. Зодчий надстроил третий этаж, на фасаде появ

Появившееся давным-давно в виде тайного общества масонство на рубеже 19-го и 20-го веков смогло вновь возродить к себе интерес в крупных российских городах. Самара, конечно, исключением не была

Облик здания вполне готический - массивный и устремленный в небеса
Облик здания вполне готический - массивный и устремленный в небеса

Место для собраний «вольных каменщиков», называлось, как известно, масонской ложей. Поскольку основной считается версия происхождения от средневековых строительных гильдий, располагаться масонским ложам следовало, скорее всего, в средневековых замках.

Главный элемент фасада - эркер
Главный элемент фасада - эркер

В Самаре начала прошлого века это правило соблюдалось.

Сейчас на эркере - уродские заплатки
Сейчас на эркере - уродские заплатки

Сначала про «готический замок» Появился он на улице Алексея Толстого, 30 в середине 19-го века и изначально представлял собой кирпичную двухэтажку, выстроенную по «образцовому проекту» без претензий на стиль. Дом сменил нескольких владельцев, в 1908-м году был куплен потомственным почетным гражданином Самары купцом Субботиным – в качестве приданого для одной из дочерей – и перестроен по проекту архитектора Михаила Квятковского в неоготическом стиле. Зодчий надстроил третий этаж, на фасаде появился эффектный высокий эркер с центральной башней. Стрельчатые окна и многочисленные башенки со шпилями гармонично соседствовали с модерновой лепниной и керамической плиткой болотно-зеленого цвета . Возвышаясь над окружающими особняками с плавными очертаниями, выглядел перенесенным из другой страны и эпохи.

Внутри все более или менее терпимо, но фасад просит срочной помощи
Внутри все более или менее терпимо, но фасад просит срочной помощи

Дочь Субботина использовала подаренный дом в качестве доходного. Главным арендатором был Донской Земельный банк – дореволюционный лидер ипотечных кредитов. В 1910-м году в банк приехал новый сотрудник – знаменитый князь-большевик Вячеслав Кугушев.

Только майоликовые вставки блестят как новые (где сохранились)
Только майоликовые вставки блестят как новые (где сохранились)

Точнее, большевиком Вячеслав стал не сразу. Родившись в княжеской семье крупных землевладельцев и владельцев золотых приисков, во время учебы в Петербургском Лесном институте проникся социал-демократическими идеями. Несколько раз арестовывался – но по ходатайству родственников был освобожден. В 1901-м году познакомился и подружился с большевиком Александром Цюрупой, после чего учредил в своем имении Бекетово Уральский союз социал-демократов. После очередного ареста и ссылки бежал в июле 1905-го за границу, но снова очень быстро был амнистирован и вернулся в Россию в марте 1906-го. Находясь в ссылке, кстати, продал свое тамбовское поместье «Отрада» за 108 тысяч рублей и деньги передал в кассу революционеров. В 1907-м году сделал еще один широкий жест – заложил другое имение и передал полученные 50 тысяч рублей социал-демократическому изданию «Новый мир»

Портрет хозяйки особняка - дочери купца Субботина
Портрет хозяйки особняка - дочери купца Субботина

Так вот, новый сотрудник самарского отделения Донского земельного банка князь Кугушев снял для проживания квартиру над офисом – на втором этаже субботинского «готического» дома и поселился там с женой Анной – сестрой большевика Цюрупы.

Взгляд со двора
Взгляд со двора

Но, похоже, активной натуре князя революционной борьбы было мало ! В 1912-м году он основал в Самаре собственную масонскую ложу, которая проводила заседания у него на квартире. Заседания свои, кстати, масоны называли «работой».

Сертификат мастера-масона
Сертификат мастера-масона

Архивные источники подтверждают, что председатель Временного правительства Александр Керенский тоже вступил в ряды самарских масонов в 1912-м году, и церемония, очевидно, проходила в особняке Субботиной. Масонские ритуалы посвящения Александра Федоровича – подворачивание левой брючины, снятие правого ботинка и надевание веревочной петли на шею – источники, правда, не описывали!

Вячеслав Кугушев
Вячеслав Кугушев

А князь Кугушев встретил в особняке на Алексея Толстого революцию, позже работал в комитете помощи голодающим, был инспектором Всероссийского Кооперативного банка. Репрессии его миновали – благодаря то ли родству с Цюрупой, то ли былой щедрости . О масонском прошлом, естественно, даже не вспоминал. До глубокой старости занимал разные почетные и не слишком обременительные должности, последние годы был персональным пенсионером и случайно погиб под трамваем в Москве.

-10

Что касается самарской «готической жемчужины» - незадолго ло национализации она вновь сменила хозяев и, соответственно, имя, став домом Субботиной-Мартинсон. Дом является жилым, причем единственная нерасселенная коммуналка – это как раз бывшие апартаменты Кугушева на втором этаже. Площадь княжеской квартиры около 300 кв.м, высота потолков – почти 5 м.

 в масонской эмблеме - архитектурный символизм инструментов средневековых каменщиков
в масонской эмблеме - архитектурный символизм инструментов средневековых каменщиков

Построенный Квятковским особняк - один из самых запоминающихся архитектурных объектов на улице, да и во всем городе. Яркий и редкий пример самарской неоготики. Что касается нынешнего состояния здания - сказать что-то хорошее трудно.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете