Найти тему
Народ Востока

Как Лермонтов относился к евреям?

Куда так проворно, ж…дoвкa младая?
Час утра, ты знаешь, далек…
Потише, распалась цепочка златая,
И скоро спадет башмачок.

Согласно смутным слухам, которые ходили во время оно, Михаил Юрьевич был еврейского происхождения. В семье матери поэта имелся домашний лекарь, французский (или немецкий) еврей Ансельм Левис. Якобы, уездная барышня слишком близко его допустила к телу, а когда об этом узнали домашние, неприятный факт решили скрыть.

Для этого был найден спившийся отставной офицер, владелец соседнего поместья безо всякого состояния. Он согласился заключить фиктивный брак, но подписал документ, исключающий всякое общение с «сыном». Бабка Лермонтова, урожденная дворянка Столыпина, имела достаточно влиятельных знакомств, чтобы при случае испортить ему жизнь.

Так это или не так – мы уже никогда не узнаем. Но брак Юрия Лермонтова и Марии Арсеньевой действительно выглядел, как откровеннейший мезальянс. Да и другие косвенные факты тоже прекрасно сходятся. Конечно, добрачные связи в то время были явлением редким. Но кто из молодых провинциальных дворянок не заглядывался на своих иностранных гувернеров?

Так что, определенные подозрения имеют место быть. Тем более, что Михаил Юрьевич, в отличие от большинства отечественных литераторов даже малейших инсинуаций в сторону евреев себе не позволял. Напротив, немногие из его произведений, в которых встречаются представители этого народа, описывают их, как благородных, честных и бескорыстных людей. Это сильно контрастирует с творчеством Достоевского, Гоголя и даже Пушкина.

Итак, как же Лермонтов относился к евреям?

Одна из постановок "Испанцев"
Одна из постановок "Испанцев"

С тех пор, как были осуществлены три последовательных раздела Речи Посполитой, в России впервые за многие сотни лет появились жители еврейского происхождения. Сначала все шло своим чередом, но затем из-за торговой конкуренции с русскими купцами им запретили выезжать за пределы западных губерний. Ограничения постепенно снимались, но этот процесс был очень небыстрый, и в результате русская интеллигенция, особенно в начале 19-го века, была с представителями этого народа почти незнакома.

Но Михаилу Юрьевичу в этом плане повезло. Первым евреем в его жизни был тот самый Ансельм Леви, который после переезда в Россию в 1808-м году предпочитал на латинский манер именовать себя Левис. Он родился в Карлсруэ в 1781-м году в семье обеспеченного купца и ростовщика, защитил докторскую по медицине в Геттингенском университете и через некоторое время переехал в Россию, чтобы работать врачом.

Около десяти лет он провел в имении Елизаветы Арсеньевой Тарханах, но приехал ли он туда до или после рождения ее внука Миши – доподлинно неизвестно))) Так или иначе, он оказал какое-то влияние на формирование его личности. Хотя их отношения были достаточно сложными, доктор Ансельм сумел привить мальчику интерес к естественным наукам и сделал так, чтобы тот вырос достаточно крепким юношей.

-3

Другим представителем этого народа в доме Арсеньевых был крещеный еврей Николай Леви, преподаватель немецкого языка. Пусть он занимался этим всего лишь около года, он сумел стать для своего подопечного настоящим другом. Неудивительно, что в своих ранних работах поэт не раз обращался к еврейской теме.

Он стал автором первого русского литературного произведения, которое положительно оценивало этот народ. Имеется ввиду, конечно, поэма «Испанцы», которая была написана, когда ему было только шестнадцать лет. В ней христиане являются лжецами, гордецами и предателями, тогда как иудеи – благородными людьми. Когда молодой дворянин Фернандо спасает от большой беды еврея Моисея, тот был этим настолько удивлен, что стал подозревать его в тайном еврействе. И это оказалось правдой – молодой человек был его случайно потерянным, но вновь обретенным сыном.

Коротенькое стихотворение «Плачь, Израиля народ», было написано в том же году, а в восемнадцать из-под пера Лермонтова вышла баллада, которая повествует о несчастной любви русского и молодой еврейки. Ее первые строки вынесены в эпиграф. Как говорят, похожий случай произошел с поэтом в Тифлисе.

-4

В поэме «Сашка» одним из персонажей является прекрасная еврейка Тирза, а хорошо известное стихотворение «Ветка Палестины» написано на околоеврейскую тематику. К сожалению, больше Лермонтов к этому вопросу не возвращался. Хотя, у него были некоторые задумки, но они оказались не реализованными.

В самом конце следует уточнить, что всем известное слово из трех букв, которое начинается на «ж» и кончается на «д» во времена Михаила Юрьевича было совершенно нейтральным названием еврейского народа. А у поляков оно используется и по сей день. Лишь к концу 19-го века оно стало считаться бранным и постепенно исчезло из употребления.