Найти в Дзене
Журнал «Хроника»

«За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия» или поэты, чья история любви похожа на сюжет романа

Быть поэтом — это не только писать красивые стихотворения о любви. Творчество многих писателей отражает их собственные переживания, и часто судьба поэта оказывается не менее интересной, чем история созданных им персонажей.

Василий Жуковский и Мария Протасова

«Теперь я знаю, что такое смерть, но бессмертие стало понятнее»
В. А. Жуковский
Василий Жуковский и Мария Протасова
Василий Жуковский и Мария Протасова

Жуковский с 23 лет был влюблён в дочь своей сводной сестры, Машу, у которой был домашним учителем. Когда чувства поэта раскрылись, мать девочки решительно отказала литератору в женитьбе на дочери и запретила им видеться (Протасовой было тогда около 19 лет). Жуковскому пришлось уехать, он искал поддержку у церкви — митрополит Филарет готов благословить их брак, но без согласия матери это было невозможно. Поэт смирился с положением, хотя ещё долго будет называть сестру жестокой, бесчувственной и безумной.

Мария вышла замуж за хорошего человека, профессора Ивана Мойера. Узнав о скорой помолвке, Жуковский поддержал её выбор, но просил подождать хотя бы год:

«Неужели я такая презренная тварь, что уже мне никакого утешения сделать не можно, что уже меня можно раздавить, не думая даже, что я могу почувствовать боль?»

Мать ждать отказалась, свадьбу сыграли, а Жуковский видится с Марией только на правах родственника. Через семь лет Мария Протасова-Мойер скончалась во время родов вторым ребёнком, который тоже не выжил. Жуковский был потрясён новостью, её смерти он посвятил стихотворение «19 марта 1823».

Федор Тютчев и Елена Денисьева

«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
Ф.И.Тютчев
Федор Тютчев и Елена Денисьева
Федор Тютчев и Елена Денисьева

Фёдор Тютчев был женат дважды и в обоих браках не хранил верность. Своей первой жене, Элеоноре Петерсон, поэт изменял пять лет с Эрнестиной Дернберг, которая стала его законной избранницей после смерти Элеоноры. Новая супруга тоже не стала для него единственной: к 50 годам в жизни поэта появилась молодая институтка Елена Денисьева.

Елена Денисьева происходила из старинного дворянского, но обедневшего рода. После смерти матери ей пришлось переехать к тёте Анне Дмитриевне Денисьевой, которая дала ей образование и успешно «вывела» в свет. Анна Дмитриевна работала инспектором в Смольном институте, где потом училась Денисьева. Там же девушка познакомилась со старшими дочерьми Тютчева и с ним самим: ей тогда было 24 года, ему уже больше 47. Их роман развивался постепенно и держался в тайне до тех пор, пока она не забеременела. Слухи разошлись очень быстро — тётя была вынуждена уволиться из Смольного института, Елене была закрыта дорога в приличные дома, даже отец отрёкся от дочери.

«Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!» — Писал Тютчев в посвящённом ей денисьевском цикле стихотворений.

Их любовь длилась 14 лет: она родила троих детей, Елену, Фёдора и Николая. Роман закончился трагично: от чахотки умерла сначала она, затем её дочь и младший сын. Фёдор воспитывался при дочери Тютчева, стал офицером и военным писателем, умер в возрасте 56 лет от ранений.

Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе

«Но для чего пережила тебя любовь моя?»
Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе
Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе

Грибоедов помнил Нину маленькой девочкой Ниноби, которой он давал уроки французского и игры на фортепиано. Она была дочерью князя Александра Чавчавадзе, с которым будущий автор «Горя от ума» был в хороших отношениях. Судьба свела их вновь, когда он во время выполнения дипломатической миссии в Тифлисе решил навестить старого друга: 15-летняя Нина уже не была той робкой девочкой — повзрослев, она стала красавицей, за внимание которой боролись многочисленные ухажёры. В тот же вечер произошло объяснение, родители дали согласие на брак.

В браке они были счастливы недолго: выполняя дипломатическую миссию в Тегеране, он погиб от рук религиозных фанатиков, ворвавшихся в российское посольство. Персия дорого расплатилась за убийство «алмаза» Российской Империи, а Нина Чавчавадзе до смерти носила траур в память о муже, за что её прозвали «Чёрной розой Тифлиса». Надпись на могиле гласит: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»