Компания Canon представила EOS R6 Mark II – обновленную версию EOS R6. Оригинальная R6 была выпущена всего 2 года назад – для таких камер срок небольшой, обычно обновления происходят раз в 3 года или даже реже. К тому же запуск первой R6 прошел в тени EOS R5, старшей модели, которая была анонсирована в тот же день: все в основном обсуждали достоинства и недостатки R5, а R6 получила совсем немного внимания. Тем не менее, по продажам именно R6 являлась (и является до сих пор) основной полнокадровой моделью Canon, выпуск EOS R6 Mark II должен только усилить позиции Canon в этом сегменте рынка. Идеологически R6 и R6 II относятся к средним, «полупрофессиональным» камерам: начальный уровень обозначен старенькими EOS R и EOS RP, профессиональный – EOS R5 и EOS R3. R6 Mark II, сохранившая ту же цену, что и R6 на старте ($2500 на рынке США, дороже в остальных регионах), получила довольно много интересных «плюшек».
Во-первых, обновлена матрица. Разрешение повысилось с 20 до 24 Мп., а максимальная скорость (с электронным затвором) – с 20 до 40 кадров/с. Что еще интереснее, добавлен режим RAW Burst 30 кадров/с, внутри которого можно включить функцию предварительной съемки: при полном нажатии на спуск камера сохранит в память снимки, сделанные за полсекунды до этого момента. Насколько мы понимаем, этот режим ограничен форматом RAW, что, возможно, огорчит спортивных фотографов, предпочитающих JPEG, однако напомним, что вы можете быстро «проявить» RAW снимки (или целые серии снимков) прямо в камере, что займет у вас буквально пару минут, после чего их можно будет сразу же передать в печать или на онлайн-публикацию. При этом у вас, конечно, сохранится исходник в RAW. Насколько мы также понимаем, режим RAW Burst и все остальные режимы серийной съемки работают с постоянным автофокусом и автоэкспозицией, никаких ограничений не указано. Длина серии составляет 75 кадров в RAW (111 кадров если использовать механический затвор, который работает медленнее: 12 кадров/с), в JPEG снимать можно практически без ограничений: более 1000 снимков в серии – если, конечно, вы используете быструю карточку типа SD UHS-II. Кстати о картах: как и ранее, у R6 Mark II предусмотрено 2 слота с поддержкой SD UHS-I и UHS-II, что, в общем-то, очень хорошо – это достаточно доступные карты, которые к тому же легко читаются большинством карт-ридеров. Более того, если вы не начинающий фотограф, то у вас, скорее всего, уже даже имеется некоторый их запас.
Матрица EOS R6 Mark II, как и у первой EOS R6, подвешена на магнитном подвесе для стабилизации изображения по 5 осям. Вместе со стабилизатором в объективе общая эффективность системы может достигать 8 ступеней по методике замера CIPA (что дает приблизительно 4-5 ступеней в реальной жизни) – в общем, со стабилизацией все было хорошо и у первой EOS R6, так что здесь ничего не меняли.
Процессор также остался прежним, модель Digic X – он применяется во всех продвинутых моделях Canon с 2020 года (EOS 1D X Mark III, EOR R5, R6, R3). Однако программисты скормили ему новые алгоритмы на базе машинного обучения, так что теперь помимо людей, птиц и домашних животных камера умеет также распознавать лошадей, зебр, автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты и поезда. Более того, добавлен режим автоматического распознавания объектов, в котором камера сама понимает, что именно из перечисленного перед ней находится – и применяет соответствующие настройки чувствительности АФ. При портретной съемке крупным планом вы можете выбирать, по какому из глаз фокусироваться (правый, левый или ближайший к камере). Фокусировка работает по 100% площади кадра, при этом вручную можно выбрать одну из 4897 точек (сетка 83 х 59) или одну из 1053 зон (сетка 39 х 27) – для этого у камеры имеется удобный джойстик. Объект для фокусировки можно также выбрать касанием экрана – он сенсорный.
По видеозаписи есть значительные улучшения. Во-первых, режим 4К 60р теперь работает без какой либо дополнительной обрезки поля зрения, чем EOS R6 Mark II выгодно отличается от ближайших конкурентов: например, Sony a7 IV или Nikon Z6 II. Камера поддерживает запись в 8 бит 4:2:0 (кодек H.264) или в 10 бит 4:2:2 (кодек H.265) – второй вариант доступен в режимах HDR PQ и Canon Log 3. При этом Log точно поддерживается при съемке в 4К 60р, по HDR PQ информации нет (надеемся, что он не ограничен 30р). Наконец-то исчезло 30-минутное ограничение на длину ролика, поэтому можно снимать до полного заполнения памяти или перегрева камеры. С перегревами, кстати, ситуация стала гораздо лучше: при частоте 24 или 30 кадров в секунду они отсутствуют полностью. Canon отдельно оговаривает, что в Full HD можно снимать без остановки вплоть до 6 часов (возможно, что и больше). Ограничения, связанные с перегревом, касаются только режимов с высокой частотой кадров: 4К 60р в полнокадровом режиме ограничен примерно 40 минутами, 4К 60р в APS-C режиме – 50 минутами, Full HD 120р можно записывать 1.5 часа, Full HD 180р – 1 час. Честно говоря, сложно представить ситуацию, в которой вы будете снимать в рапиде целый час без остановки, но если понадобится, то можно. 4К, кстати, записывается путем супердискретизации (oversampling) из 6К, так что детализация изображения должна быть очень хорошей. При подключении внешнего рекордера Atomos доступна запись в 6К RAW 60p (Apple ProRes RAW), при этом камера может параллельно записывать прокси-файл на карту памяти с Full HD разрешением: вы сможете использовать его для первичного монтажа, а затем применить сохраненные настройки уже для RAW файла, который требует много времени на декодирование.
В общем, по видео все очень здорово: есть 6К RAW (60 кадров/с!), есть 10 бит на карту памяти, есть высокоскоростные режимы, перегрев незначительный – в обычных ситуациях вы с ним не столкнетесь. Для длительной съемки можно подключить батарейную ручку от первой R6 (BG-R10), а при записи в студии камеру и вовсе можно запитать от розетки через сетевой адаптер с поддержкой USB PD. Немного раздражает только периферийное дрожание кадра при включении матричного стабилизатора – впрочем, такой эффект наблюдается практически у всех камер с матричной стабилизацией изображения. Поэтому по-хорошему при съемке видео встроенный стабилизатор лучше выключать и использовать внешний (или штатив). Система интеллектуального распознавания объектов при записи видео также работает не без промахов, поэтому второй наш совет – выключить ее и использовать обычную фокусировку по лицу / глазам, с ней проблем не замечено.
Что касается корпуса и эргономики, то перед нами практически та же первая R6 – если вы используете клетки, то думаем, что новую покупать не придется – размеры те же самые. Единственным заметным отличием является то, что выключатель переехал с левой части направо, так что теперь можно быстро включить камеру, пока вы достаете ее из рюкзака или сумки. А слева теперь появился переключатель между фото и видео режимами, поэтому вам больше не надо искать иконку видеокамеры на основном диске выбора режимов – все стало удобнее и проще. Из малозаметных изменений EOS R6 Mark II получила новый башмак для аксессуаров, такой же как у EOS R3 – теперь в него можно устанавливать цифровые микрофоны (в частности, компактную «пушку» Canon DM-E1D), новейшую вспышку Canon EL-5 или аудиоадаптер Tascam CA-XLR2d-C с двумя XLR / 6.3-мм и еще одним 3.5-мм микрофонными входами.
Видоискатель остался прежним: 0.5” OLED с разрешением 3.69 млн. точек и частотой обновления 120 Гц. При этом добавился режим симуляции оптического видоискателя, который до этого был представлен в EOS R3. Данный режим обеспечивает более широкий динамический диапазон, который будет удобнее при съемке контрастных сюжетов, а также, возможно, понравится фотографам, привыкшим к естественной цветопередаче зеркальных оптических видоискателей.
Еще одним интересным моментом является поддержка UVC/UAC соединения: при подключении по USB к компьютеру EOS R6 Mark II распознается как обычная Full HD веб-камера, установка специальных драйверов или приложений не требуется. Чип MFi также позволяет подключить камеру напрямую к iPhone для быстрой передачи снимков (присутствует и обычное Wi-Fi / Bluetooth соединение).
В целом, Canon EOS R6 Mark II впечатляет. Не возникает такого ощущения, что перед нами аппарат, который был умышленно удешевлен и занижен по характеристикам (которое, признаемся, появлялось при знакомстве с первой R6). Наоборот, R6 Mark II отлично смотрится в сравнении с конкурентами: в частности, не так много камер предлагают 4К 60р видеосъемку со всей площади полнокадровой матрицы, не говоря уже про 6К 60р RAW. Если не обращать внимание на видео, то отметим обновленный автофокус и впечатляющие возможности по серийной съемке: к примеру, Sony A7 IV с ее 10 кадрами в секунду на фоне 30 к/с RAW Burst с предзаписью выглядит откровенно бледно. В общем, думаем, что R6 Mark II ждет светлое будущее, камера успешно закрывает все основные потребности при достаточно умеренной цене и хорошем выборе оптики (с учетом EF-RF адаптера).
На мировых рынках Canon EOS R6 Mark II поступает в продажу в конце ноября, так что есть шансы, что камера успеет добраться до России еще до Нового года: на прямые поставки, к сожалению, рассчитывать не приходится, а параллельный импорт работает с некоторой задержкой. По этой же причине не называется цена для российского рынка, однако можно ориентироваться по таким камерам как Sony A7 IV или Fujifilm X-H2S – на рынке США все они сейчас стоят одинаково.