12 ноября - день, когда родилась ДИВА советского кино - потрясающая актриса Людмила Гурченко.
И сегодня я хочу вспомнить несколько ролей этой замечательной артистки, которые лично я считаю выдающимися.
Карнавальная ночь (1956)
Первая главная роль, первая большая работа Людмилы Марковны в кино - музыкальная комедия. Леночка Крылова занимается организацией клубного празднования Нового года и вместе со своими друзьями преодолевает препятствия, расставляемые новым директором, товарищем Огурцовым.
«Карнавальная ночь» — это итог моей двадцатилетней жизни с родителями. И больше я такой не была. Никогда. Потому что на следующий же день после выхода картины на экраны, на меня обрушилась слава. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
Эта довольно "воздушная" роль, так запомнившаяся зрителям, в конечном счете несколько сковала возможности актрисы на первых этапах её художественного пути. С этого фильма сразу обозначилась одна из любимейших творческих линий Людмилы Марковны - музыкальная.
Сложность моего положения была в том, что я достигла огромной популярности, так и не познав своих актерских возможностей. Не успев понять, что же сидит там, внутри, что мешает мне жить и просится в мир. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
После этого быстрого взлета начался не самый легкий период в творческой жизни актрисы. Случались масштабные роли, например, в фильме "Девушка с гитарой", "Укротители велосипедов" или "Рабочий поселок", но такого же яркого успеха больше не получалось.
Старые стены (1973)
Эта картина ознаменовала собой конец период "забвения" в творческой биографии Людмилы Марковны. Здесь она играет директора ткацкой фабрики - женщину серьезную и деловую, но по-своему лиричную и ранимую. Я бы даже рискнула сказать, что Анна Георгиевна, в исполнении Гурченко, в будущем стала прообразом Кати Тихомировой в картине Меньшова.
Роль драматичная, отчасти лиричная, совсем не того жанра, к которому себя приписывала сама актриса. Но именно эта кинокартина позволила Людмиле Марковне блеснуть и впоследствии закрепиться "на поле" подобных глубоких женских образов.
Изначально Людмила Марковна не находила в себе необходимых актёрских струн для предложенной ей героини.
Не знаю, чего у меня тогда было больше на душе — огорчения или недоумения. Но в единственном я была уверена на сто процентов: что это ошибка, что эта роль не моя, что это блажь режиссера. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
Но вера режиссера в нее, а также вдумчивый и требовательный подход к своей профессии позволил актрисе найти необходимые интонации и краски для будущего образа.
Значит, никакого начальственного, директорского тона, властных интонаций. Так: вышла из низов, на родной̆ фабрике прошла все службы, выросла от ткачихи до директора. Она не из «барских деток». Откуда же могут взяться властные и приказные интонации? Тише, все тише, скромнее, глубже и человечнее.
Нет-нет, я не стану кричать, не стану бить кулаком по столу и снисходительно хлопать по плечу. Пусть меня не боятся мои работницы, пусть они приходят к своему директору с «душою нараспашку». Пусть мой директор не будет «начальником» в обычном представлений. Мой директор будет говорить тихо, будет теплым, человечным, верящим в энтузиазм — как мой папа. Он ведь тоже из старых стен. Он тоже — старая гвардия. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
В конечном итоге роль Анны Георгиевны полноценно удалась Людмиле Марковне и стала для неё необычно важной.
Я думаю, что надо быть благодарной тому случаю, той роли — всему, что помогло на экране стать самой собой. Несмотря на то, что эта роль внешне так далека от меня, она — моя. Она моя по человеческим и чисто женским нюансам. Вот что оказалось самым странным и удивительным. Вот какие открытия для меня принесла с собой эта роль. В ней мне жилось тревожно и счастливо. "Думаю, что моя любимая роль в фильме «Старые стены», — и всегда этот ответ зрители тепло приветствовали. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
Двадцать дней без войны (1976)
В картине Алексея Германа, посвященной теме трагичности войны, Людмила Марковна играет в партнерстве с Юрием Никулиным. У персонажей возникают нежные чувства друг к другу, но время такое, что о счастливом совместном будущем можно и не мечтать. А потому и история эта наполнена скорее драмой, чем лирикой. Актеры так и рисуют свои роли красками, хоть и акварельными, но туманными, когда зритель понимает, что это светлый, но все-таки эпизод их трудной жизни.
"А. Штейн в своей рецензии, напечатанной в «Литературной газете», особенно отмечал исполнение роли Ники актрисой Людмилой Гурченко: в ней «все угадано точно и потому художественно. Все не рассчитано на внешний эффект, как и фильм в целом. Актриса не страшится выглядеть где-то слишком грубой, где-то суховатой, где-то попросту некрасивой, необаятельной — и тем женственней, тем человечней эта Нина Николаевна, тем больше щемит своей злосчастной и поэтической правдой»" (В. Кичин "Людмила Гурченко")
Мама (1978)
Людмила Марковна здесь предстает перед зрителями в образе ласковой мамы - Козы. Как героиня сказки, актриса передает широкую и многоплановую палитру эмоций, что заставляет нас полюбить её персонажа. Этот фильм прочно ассоциируется с моим детством. А главную песню можно даже назвать гимном этой прекрасной поры.
Мама - первое слово
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила
Мир подарила мне и тебе
Сценарий этой кинокартины создан по сказке "Волк и семеро козлят", а её производством совместно занимались СССР, Румыния и Франция (поэтому Людмила Марковна трижды проигрывала свою роль на каждом языке). Этот фильм продолжает водевильно-музыкальную линию в творчестве актрисы после "Соломенной шляпки", "Женитьбы Бальзаминова" и других. Но, пожалуй, лично для меня эта картина и этот образ в наибольшей степени отражает музыкальное дарование Гурченко.
Надо сказать, что согласившись сниматься в этой роли, Людмила Марковна практически лишилась роли генеральши в фильме Н.С. Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино, которую написали специально для актрисы.
— Это Михалков. Я был в больнице. Срочно начинаю пробы. Надо поискать грим, костюмы. Давайте приезжайте завтра на студию.
— Я не могу. Я уже снимаюсь в «Маме».
— В какой маме?
— Ну, фильм так называется…
— Нет, вы серьезно?
— Фильм так называется — «Мама». Это мюзикл по сказке «Волк и семеро козлят». Я играю Козу.
— Козу?!
— Ну так в сценарии…
— Слушайте, что вы говорите? Какая коза? Я же вас просил освободить лето! Я же на вас писал роль!
— Я вам не поверила, я не верю режиссерам…
Так захотелось плакать! Неужели он говорит правду? Неужели он действительно писал для меня роль?
В силу непреодолимых жизненных обстоятельств участвовать в той картине Михалкова Людмила Марковна так и не смогла, зато чуть позднее они совместно сняли шедевр, речь о котором пойдет далее.
Пять вечеров (1978)
Главная роль в этой картине в полной мере отражает лирико-драматический талант актрисы. Тамара Васильевна, так зовут героиню, ждет своего единственного мужчину 17 лет. Их сначала разлучила война, а затем и сама жизнь. Но женщина ни на одно мгновение не предала их чувства и встречает Ильина со всем своим достоинством.
Роль, состоящая из цитат, сыгранная и другими, и мной в предыдущих фильмах. Уже давно драматурги и сценаристы разнесли пьесу Володина по частям, по репликам. ... Нужно попытаться, не мудрствуя, поближе быть к пьесе, постараться реставрировать роль, не стесняясь повтора, если это на благо образу, если это искренне. Наверное, нужно попытаться не рыдать, не плакать, избежать напрашивающихся сантиментов. Тамара семнадцать лет живет одна, она так уже привыкла, она забыла, что это вообще такое — любовь. ... А потом уже, потеряв «его», опять, еще раз, она обмякнет, уйдет в «железо». И вот тут надо играть любовь. Тамара уже слабая, потому что опять любит. Чувство к Ильину просыпается с новой силой, и на глазах возрождается никуда не ушедшая, приглушенная, нерастраченная женственность. Это слабая, нежная, хрупкая девочка с морщинками на душе. Она дождалась своего счастья... (Л. Гурченко "Аплодисменты")
Любимая женщина механика Гаврилова (1981)
В этом фильме героиня Людмилы Марковны ждет своего возлюбленного не 17 лет, но целый день, запечатленный на экране. Мы видим как Рита нервничает и мечется, мы видим, как сильно они с Гавриловым любят друг друга, хотя сам герой появится в кадре лишь в самом конце. Но эту любовь играет одна актриса, она передает не только свои чувства, но и чувства партнера, а это уже высший класс.
Я ее должна была — очень хотела — перебросить даже в завтра. Мне было важно, как она одета, как она в этот свой звёздный день преображается, как меняется ее походка, лицо, взгляды, вкусы. Все-все меняет в ее жизни этот день, за который она пережила столько жизней! Это такой день, когда к черту все бытовые подробности. «Может ли она на свою зарплату купить модное платье?» Это чисто мужской вопрос. Надо знать женщину в счастье или в крайней степени отчаяния. Она тогда может все, все! Потом она будет тихо плакать и называть себя дурой. Это потом она будет выплачивать долги и сидеть на сухомятке. Но в тот день! (Л. Гурченко "Аплодисменты")
Съемки этой картины шли тяжело, а между режиссером и актрисой существовало напряжение.
- Ну, это трудно сыграть… Простите, я мучительно думаю, как это передать… убегаю от одного, скрываюсь у ненужного второго, а жду и люблю третьего… это же надо сыграть спиной…
- Не морочьте голову. Это просто кадр, вы идете спиной от камеры. Будет тут ещё выяснять, а есть ли у нее ключи, еще доберемся до замочной скважины. Идите себе спиной в парадное, и все. Простой кадр. Мотор! (Л. Гурченко "Аплодисменты")
И, действительно, Людмила Марковна потрясающе "играет спиной", и не только в этой кинокартине, эта актриса всегда до конца вживается в образ.
Полеты во сне и наяву (1982)
В этом фильме Людмила Марковна играет роль второго плана, но её героиня невероятно важна для рассказываемой истории. Ведь именно на нее, на Ларису Юрьевну, опирается в своей разваливающейся жизни главный герой, а она его безответно любит уже долгие годы, лишая себя счастья и женского покоя.
"Бывшая возлюбленная героя, "самая загадочная женщина в отделе" раскрывается перед нами такими гранями души, что оторопь берет: какое неженское мужество и поразительное, исполненное внутреннего изящества достоинство! И все это - за две-три реплики и один - правда, по-гурченковски филигранно отделанный - танец". (Н Агишева "Побеждает талант" - Правда, 31.08.1983)
Вокзал для двоих (1982)
Третья совместная работа Людмилы Гурченко и Эльдара Рязанова после "Карнавальной ночи" и "Человека ниоткуда" (позднее состоится ещё одна картина - "Старые клячи").
В фильме "Вокзал для двоих" Людмила Марковна играет официантку Веру, работающую в вокзальном ресторане. Там же она встречает Платона Сергеевича, задержавшегося на их станции по воле случая. Именно этот мужчина сильно меняет жизнь героини.
Эта роль Людмилы Гурченко - одна из самых запомнившихся зрителям. Актриса в образе Веры смогла очень точно передать её личную драму, поддерживая лирико-комедийную интонацию, свойственную этому фильму Э. Рязанова.
В самом деле, почему интеллигентный человек должен полюбить вокзальную официантку? Что в ней такого? Да ничего. Обыкновенная провинциальная женщина. А что такое вообще обыкновенная женщина? Может быть, та, мимо которой прошел и не заметил ее? С чего начать работу над ролью этой обыкновенной, провинциальной, вокзальной официантки? Как она выглядит? Во что одета? Какая прическа? Если бы фильм снимался лет десять назад, я бы одела ее в кримплен, на голове бы возвышалась величественная «хала». И, может, где-то еще и есть такие официантки, но меня интересовала такая женщина, которая живет сегодняшним днем, чувствует пульс времени, моды, знает, что ей к лицу, именно ей, Вере. Вера. Имя-то какое! У этой обыкновенной женщины необыкновенная душа, чем так славится русская женщина. Ты прошел мимо, не заметил ее и проиграл. А вот наш герой остановился. И всю роль Веры мы с режиссером вели к диалогу-открытию, к которому пришел герой картины. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
В этот картине, как мне кажется, Людмила Марковна сыграла абсолютно гениальный эпизод, когда герой Басилашвили уезжает с их станции, а проводившая его Вера уходит от места расставания по переходу. Это великолепно! Сама сцена построена чудесно и музыкально, и эмоционально, и по операторскому решению. Это снова тот момент, когда актриса играет даже спиной.
Любовь и голуби (1984)
Я думаю, что здесь даже нет смысла рассказывать что-либо про героиню кинокартины. Людмила Марковна виртуозно воплощает в этом фильме роль разлучницы (по сути "агента зла"). Но какая это женщина! Раиса Захаровна! Актриса не просто создала кинообраз типичной соперницы в семейном благополучии, а воплотила на экране глубокого и объемного персонажа - одинокого человека, ищущего свое счастье.
"А была это, между прочим, одна из немногих «отрицательных» ролей, сыгранных Гурченко. Но она так ее сыграла, что осуждать сплеча ее Раису мы все-таки не решимся. Легче всего осудить и отвернуться, будто и нет такого человека. А он — существует, живет, и актриса хочет его понять, проникнуть в его мир.
Ведь есть же и у этой Раисы своя какая-то правда, своя логика, и от этой странной ее логики-правды ей никак не удается почувствовать себя счастливой. Значит, и здесь есть чему посочувствовать.
Гурченко — актриса, остро чувствующая диалектику характера. Его черты она может довести до гротеска — вот ведь и Раиса иногда нелепа и смешна так, что напоминает героиню мультфильма, — но в этом гротеске мы неожиданно и очень остро чувствуем пронзительную правду. Потому что черты увидены в жизни. А за чертами — угаданы судьбы". (В. Кичин "Людмила Гурченко")
Эти выдающиеся роли потрясающей актрисы навечно вписаны в историю кинематографа. Людмила Марковна удивительным образом умела проникнуть в самую суть своих героинь и, конечно, понять всю драму их личных историй. Во многом эти роли впитали жизненный опыт и душевный эликсир самой актрисы.
Свою правду я ищу в своих героинях. Через их судьбы. Ирония судьбы, но почти все мои героини одиночки. Даже нежная коза в жизнерадостном детском мюзикле «Мама». В их мире нет хозяина. Одиночка. Это слово появилось после войны. Раньше, по книгам и кино, как-то больше солдатка. А теперь — одинокая, одиночка...
Сколько случаев одиночества мне выпало на долю в ролях. Мои героини ищут счастья. Почти все достигают его, а если и теряют, то становятся сильными... Удивительно, но сильными делает их одиночество. Не на кого опереться, невозможно расслабиться. Какая нелегкая судьба. Хотела бы я постичь психологию благополучной женщины, опиравшейся на сильную руку? Нет. Может, это знамение времени? Но ведь я живу в этом времени? Может, ему, этому времени, должна соответствовать именно такая героиня? Не знаю. Но мои роли не истощают меня. Они меня питают, обновляют. И я иду навстречу новой роли опять сильная, свежая, как птица феникс, возрождающаяся из пепла. И коварная мысль о поворотах, страхи «новых типажей» не приходят мне в голову. Я кручусь в сценарии, задыхаюсь в роли до тех пор, пока не зашипит кислород правды и не забьется спокойно сердце. (Л. Гурченко "Аплодисменты")
Мне кажется, что именно в этих лирико-драматических образах Людмиле Марковне удалось в полной мере реализовать свой актерский потенциал и подарить зрителям незабываемые произведения искусства.
С любовью к Людмиле Марковне Гурченко!