Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Михаил Яншин. Мастер экстра-класса

Сегодня, 2 ноября, 120 лет со дня рождения Михаила Михайловича Яншина (1902 – 1976) – народного артиста СССР и действительно любимого всеми артиста, чьи роли в театре и кино отлично помнят до сих пор. Вспомним и мы о его судьбе и о созданных им образах.

Михаил Михайлович Яншин
Михаил Михайлович Яншин

Михаил Яншин заинтересовался театром еще в детстве. Что, в общем-то, было неудивительно: его родители, люди простые (отец бухгалтер, мама домохозяйка) сами увлекались сценическим искусством и детей – сына Михаила и дочь Евдокию – к нему приобщали. Михаил Михайлович вспоминал об этом так:

«Родители, ни в коей мере не принадлежавшие к миру искусства, трепетно относились к музыке, театру, знали многих певцов и актеров. У них были постоянные абонементы в Художественный театр, в Оперный театр Зимина, где часто пел Федор Иванович Шаляпин. На некоторые спектакли родители брали меня с собой, и это всегда носило торжественный характер. В детстве, пожалуй, самое сильное впечатление произвел на меня Иван Михайлович Москвин в роли царя Федора. Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный».

В школе Яншин ходил в драмкружок. Невысокому курносому мальчику поручали в основном женские роли. В «Женитьбе» Гоголя он был Агафьей Тихоновной, в «Ревизоре» – Марией Антоновной. После школы поступил в Высшее техническое училище (нынешнюю Бауманку), но грянула революция и Михаил записался в Красную армию. Воевал, был ранен. В армии тоже участвовал в самодеятельности. А вместе с ним – будущие знаменитые деятели театра: Андрей Лобанов, Рубен Симонов.

В начале пути
В начале пути

В молодости Яншин очень в себе сомневался. С одной стороны, его ужасно тянуло на сцену. С другой – его внешние данные, казалось, совершенно не подходили театру. Со школы он дружил с Володей Баталовым, вместе они бегали на спектакли Второй студии МХТ, где блистал старший брат Владимира – Николай Баталов. Туда в результате Яншин и решил поступать. На экзамене читал патетические стихи, чем от души повеселил приемную комиссию. Василий Лужский, один из основателей МХТ, отсмеявшись, посоветовал юноше прочитать басню. И его приняли.

Однокурсники по школе Второй студии: Михаил Кедров, Иосиф Раевский, Софья Гаррель, Мария Титова, Михаил Яншин, Александр Комиссаров. Середина 1960-х годов
Однокурсники по школе Второй студии: Михаил Кедров, Иосиф Раевский, Софья Гаррель, Мария Титова, Михаил Яншин, Александр Комиссаров. Середина 1960-х годов

Есть знаменитая фотография мхатовского фотографа Игоря Александрова середины 60-х годов, на которой запечатлены однокурсники по школе при Второй студии МХТ через сорок лет после того, как они вошли в труппу Художественного театра. На этом фото Михаил Кедров, Иосиф Раевский, Софья Гаррель, Мария Титова, Михаил Яншин и Александр Комиссаров. Все они поступили во МХАТ в 1924 году, окончательный список молодого пополнения труппы составлял сам Станиславский. Напротив фамилии Яншина Константин Сергеевич написал «да» и добавил: «Самомнение уже есть». Из этого можно сделать вывод, что от неуверенности в себе Михаил Михайлович избавился довольно быстро. Или же научился хорошо ее скрывать.

В роли Лариосика, "Дни Турбиных", 1926 г.
В роли Лариосика, "Дни Турбиных", 1926 г.

Расхожее выражение «проснулся знаменитым» к Яншину применимо в полной мере. Это случилось в октябре 1926 года, после премьеры пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», в которой Яншин сыграл Лариосика, кузена из Житомира. Советская пресса в большинстве своем клеймила спектакль (Лариосика даже обозвали «полукретином» и «дефективным существом»), а публика ломилась в Художественный театр, чтобы снова увидеть разрушенную жизнь, жизнь, которая никогда уже больше не вернется. В зале у зрителей случались обмороки, у театра дежурила скорая. В череде сильнейших ролей этой постановки Лариосик Яншина стал одним из главных событий. Когда подумывали вводить на роли дублеров, Станиславский написал на протоколе заседания такие слова:

«Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя».

Впрочем, когда Яншин болел, замена у него все-таки находилась: несколько раз Лариосика играл Иосиф Раевский.

В роли Бутона, "Мольер", 1936 г.
В роли Бутона, "Мольер", 1936 г.

Благодаря «Дням Турбиных» Яншин и его первая жена, актриса МХАТа Вероника Полонская подружились с Булгаковыми (Михаил Афанасьевич даже был на их венчании), стали ходить друг к другу в гости. Но в 1936 году, когда во МХАТе после четырех лет мучительных репетиций вышла премьера спектакля «Мольер» по пьесе Булгакова «Кабала святош», эта дружба оборвалась. Дело в том, что вскоре после премьеры газета «Советское искусство» опубликовала статью под заголовком «Поучительная неудача», в которой исполнитель роли Бутона Михаил Яншин так высказался о постановке: «на основе ошибочного, искажающего историческую действительность текста поставлен махрово-натуралистический спектакль», «получился огромный провал, потрясающая театральная неудача».

Булгаковы были потрясены. Да и не только они: сам Немирович-Данченко думал устроить собрание по поводу неэтичности подобных выступлений. Правда, не устроил отсоветовали, времена были слишком опасными. А Михаил Михайлович Яншин до конца своей жизни мучительно переживал этот эпизод, уверяя, что корреспондент, записывавший его слова, их кардинально изменил, что ничего подобного он на самом деле не говорил.

В воспоминаниях, опубликованных много лет спустя, Яншин снова обращался к этому тяжелому моменту своей жизни и к тому, какой была его последняя встреча с Булгаковым:

«Мы встречались с ним не раз, это естественно, но я был для него, вероятно, таким же посторонним человеком, как и многие другие. В последний раз я встретил его на Кузнецком мосту — ему, видимо, надо было перейти через Петровку, но со всех сторон было очень сильное движение машин, а он не любил этого. Он стоял в некоторой растерянности, я окликнул его и предложил свои услуги. Мы перешли на другую сторону улицы, он поблагодарил меня и пошел дальше. Вспоминаю, что он был в сером лохматом пальто или в шубе. Я долго смотрел ему вслед. Я не знал, что это последнее свидание с ним. Да, я больше не видел его».
В роли сэра Питера, "Школа злословия", 1940 г.
В роли сэра Питера, "Школа злословия", 1940 г.

Актерское обаяние Яншина было безграничным. Он был настолько непосредственным, внутренне лиричным, так умел импровизировать на сцене, что публика смеялась, едва он там появлялся. Станиславский знал за актером эту способность вызывать бурную реакцию зала и, как вспоминает Яншин, иногда останавливал его за кулисами:

«– Что сегодня случилось?
– А что, Константин Сергеевич?
– Почему публика смеялась больше, чем надо? Вероятно, вы что-то комиковали, трючили?
– Да нет, по-моему, я делал все как обычно.
– Смотрите, ох-ох. Не забывайте о чувстве меры. Вы ходите на острие ножа. Немножко вправо – недоиграл, немножко влево – переиграл. И то, и другое – плохо. Берегите ансамбль».

Михаил Михайлович признавался, что всегда помнил об этих словах Станиславского и сознательно старался лишний раз не веселить публику. Его коллега по сцене Алексей Грибов называл Яншина «партнером экстра-класса». Скажем, в постановках чеховских пьес Яншин не играл центральных персонажей, он выходил в ролях Чебутыкина в «Трех сестрах», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде», Вафли в «Дяде Ване», Сорина в «Чайке». Но эти второстепенные герои, с их человеческой драмой, усталостью и ощущением проходящей жизни, с их нелепостью и обаянием, неизменно становились своего рода камертонами для всего актерского ансамбля.

В роли Телегина (Вафли), «Дядя Ваня», 1947 г.
В роли Телегина (Вафли), «Дядя Ваня», 1947 г.

В роли Сорина, с Аллой Тарасовой - Аркадиной. "Чайка", 1960 г. Фото Игоря Александрова
В роли Сорина, с Аллой Тарасовой - Аркадиной. "Чайка", 1960 г. Фото Игоря Александрова

Когда в 1973 году Олег Ефремов и Анатолий Васильев поставили на мхатовских корифеев спектакль «Соло для часов с боем», Яншину в нем досталась центральная роль Франтишека Абеля, бывшего посыльного отеля, хозяина квартиры, в которой он собирает старых и нежно любимых друзей. Мудрый и трогательный Франтишек Абель произносил, наверное, важнейшие слова этой пьесы, в том числе и такую фразу: «Хочется иногда забраться высоко, чтобы оттуда посмотреть на свое прошлое».

В роли Франтишека Абеля с Виктором Станицыным - Мичем. "Соло для часов с боем", 1973  г. Фото Игоря Александрова
В роли Франтишека Абеля с Виктором Станицыным - Мичем. "Соло для часов с боем", 1973 г. Фото Игоря Александрова
В роли Франтишека Абеля, «Соло для часов с боем». Фото Игоря Александрова
В роли Франтишека Абеля, «Соло для часов с боем». Фото Игоря Александрова

Кажется, что в конце жизни Михаил Яншин смотрел на свое прошлое с некоторой печалью. Да, его обожала публика. Да, он сыграл во МХАТе 50 ролей. Ставил спектакли, руководил Театром имени Станиславского, театром «Ромэн» (его второй женой была знаменитая цыганская актриса Ляля Черная). Снимался в кино и озвучивал мультфильмы. Был увенчан званиями и наградами.

В роли Кузовкина, "Нахлебник", 1969 г. Фото Игоря Александрова
В роли Кузовкина, "Нахлебник", 1969 г. Фото Игоря Александрова

Но ему так и не довелось сыграть роли, о которых он страстно мечтал. Он не вышел на сцену МХАТа в образе царя Федора Иоанновича (однажды, еще в 1928 году, Яншин высказал это свое тайное желание Немировичу-Данченко, но Владимир Иванович деликатно ответил, что хорошо представляет, как Михаил Михайлович мог бы сыграть кульминацию трагедии А.К. Толстого, и боится за его сердце). Он не сыграл короля Лира: а между тем, после глубоко драматических ролей Маргаритова в «Поздней любви» Островского и Кузовкина в «Нахлебнике» Тургенева Яншин был внутренне готов к трагедии Шекспира. Ему не дали роль Фомы Опискина, не предложили сыграть Фальстафа. Впрочем, наверное, это мысли, которые в конце жизни посещают любого актера. Даже такого великого, как Михаил Михайлович Яншин.

Юбилей Михаила Яншина, 1972 год. Слева - Ляля Черная. Фото Игоря Александрова
Юбилей Михаила Яншина, 1972 год. Слева - Ляля Черная. Фото Игоря Александрова

Фото из фондов Музея МХАТ

Генеральный спонсор театра – Банк Открытие
Спонсор театра – Банк ВТБ

#МХТ Камергерский, 3
#выбирайтеТеатр

Также будет интересно:

Премьера "Медной бабушки"

Прибытие бронепоезда

Последний адрес Михаила Аркадьева