Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Как стреляли броненосцы в начале ХХ века.

Вернемся немного назад. Уже к 1904 году все новые броненосцы и крейсера получили систему приборов управления стрельбой обр.1893/1894 года. Приборы "управления" по сути представляли собой только линии связи. Характерным для этой системы, так же как и для ранней системы управления стрельбой конструкции Давыдова является отсутствие счетно-решающей части. Это просто система передачи данных от центрального поста управления огнем к орудиям. "Счетно-решающим устройством" был офицер, который получал данные от личного состава, работающего на приборах.

Он получал от от дальномерщика (чаще всего, по телефону безбатарейной связи), дальность до цели, от пеленгаторщика сидевшего за простеньким визиром пеленг (голосом), от рулевого - курс (голосом, если корабль управлялся с мостика, или по телефону, если корабль управлялся из румпельного отделения (в аварийном режиме). Скорость хода (собственную) по телефону из машинного отделения. Скорость ветра от матросов с ручным анемометром и ветроуказателем (в просторечии "носком").

Артиллерийский офицер производил расчеты, и полученные данные для стрельбы вводил на дающие (передающие) приборы системы Гейслера.

В погреба шла информация о том, какие заряды и снаряды подавать, к орудиям шла информация о заряде, снаряде, пеленге на цель, угле возвышения ствола, туда же был выведен ревун, срабатывавший при нулевом крене (а, потом и дифференте). Ревун изначально был ручным, (офицер командовал "ревун!", и матрос замыкал контакты. Затем его начали делать автоматическим, с использованием ртутного кренометра.

-2

Так было изначально. Если стрельба шла эскадренная, то пристрелку вел сначала "корабль 2-й линии" (не головной), затем по его данным открывала огонь вся эскадра. Данные передавались по радио.

После Цусимы в систему Гейслера внесли изменения (и именно такая система стояла на черноморских броненосцах. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока. Система включала в себя:

  • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:

-из 2 приборов для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке, центральном посту и у орудий ставились принимающие приборы.

-из 2 приборов для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались возле орудий.

- Из ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке и в центральном посту.

-из 2 комбинированных приборов для передачи данных о стрельбе к орудиям левого и правого борта. В боевой рубке и центральном посту размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.

-из приборов и магнитных компасов в боевой рубке и центральном посту, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.

Контрольно-измерительные приборы, предохранители, не описываю, это к теме не относится.

Получив данные о характере цели артиллерийский офицер выбирал тип артустановки, номера орудий и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель.

Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы, вручную (на бумаге) производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. После чего через прибор давал данные к орудиям.

После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса.

Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь.

Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 305-мм, 152-мм АУ и батарея 75-мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь.

В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела, что резко ограничивало эффективность и дальность стрельбы.

Для примера, берем бой броненосцев с "Гебеном". Как работали наводчики?

Корабли 1-го ранга получили по два оптических внутрибазных 9-и футовых дальномера «Барра и Струда». Замеренная дистанция вручную выставлялась на «Дающем циферблате дистанции», таким образом, поступая на «Главный дальномерный циферблат». Старший артиллерист после анализа поступающих данных на отдельном циферблате выставлял наиболее вероятные значения дистанции. Откуда данные и поступали к орудиям.

Отсюда наивный вопрос: дальномера ДВА, работают ОБА, почему по эскадре пошла неверная дистанция?

Радиостанции тоже ДВЕ. Корабли снабжались приобретенными в Германии радиостанция­ми системы "Сляби-Арко" берлинской фирмы Телефункен. Эти немецкие станции держали устойчивую связь на расстоянии до 100 миль (185,2 км). Почему "Евстафий" не дал правильную дистанцию? ("Ну, вопрос конечно интересный" (С) Р.Казаков И.Олейников)

Курсовой угол цели определялся с помощью боевых указателей (левого и правого борта, в боевой рубке), которые представляли собой алидады (линейки с узкими прорезами) на градуированном диске со зрительной трубой.

У немцев, соответственно направлению, по которому поворачивали на цель эту трубу, поворачивались и автоматически следившие за ее поворотом стрелки циферблатов у орудий. Тем самым прислуге орудий давались указания на цель, по которой надо стрелять. У нас это делал артиллерийский офицер (лишнее передаточное звено)

Подводим итоги?

1. Определение дальности до цели. И у нас и у немцев это делалось с помощью дальномеров, и, данные передавались к орудиям вручную, с помощью прибора. На управляющем приборе задавалась дальность, на принимающем она показывалась.

2. Определение курса и скорости цели. У нас это делал штурман с линейкой, у немцев - уже прибор. Передача данных к орудиям так же через приборы.

3. Собственный курс. У нас это делал штурман, глядя на магнитный компас, у немцев уже был гирокомпас, дающий данные "в автомате".

4. Скорость (своя): по данным из машинного отделения. (и у нас и у немцев)

5. Поправка на ветер: у нас - матрос с ручным анемометром. У немцев выносной анемометр (ручной в запасе)

6. Расчет ВИР у нас вручную, у немцев - специальным механическим вычислителем.

В принципе, все похоже (у немцев немного "механизации"), но, самое главное: расчет у немцев велся не вручную, а, специальным механическим "арифмометром", что было и точнее и быстрее. У англичан тоже был подобный прибор "столик Дрейера"

Брать пеленг и определять дистанцию до цели англичанам приходилось вручную, но курс и скорость вражеского корабля считал автоматически прибор Дюмареска. Опять же, насколько я понял, результаты этих расчетов автоматически передавались на «столик Дрейера», который получал данные о собственном курсе/скорости от какого-то аналога спидометра и гирокомпаса, сам выстраивал модель движения кораблей, рассчитывал вычисленное расстояние (ВИР)

У нас же, даже после появления прибора Поллэна (уже после начала войны), который рассчитывал ВИР, передача ВИР в автомат расчета высоты прицела происходила так – оператор читал показания Поллэна, потом вводил их в автомат расчета высоты прицела. У англичан все происходило автоматически.
В общем, у нас все как обычно... "закат солнца вручную".

Новые "дредноутные" линкоры получили другую систему, Гейслера, более "продвинутую". Но, опять же, наша система управления огнем стала "гибридом" из различных приборов,а, не единой системой. Потом ее стали ставить даже на эсминцы, нот это было чуть-чуть позже...