Найти тему
Подвал Истории

XLVIII. Юное поколение Версаля: непокорные принцессы

При дворе Франции все больше начинало доминировать молодое поколение.

В январе 1681 года в Сен-Жермен-ан-Ле в Париже был показан балет в честь дофины. Официально посвященный Марианне-Виктуар, он был описан как «своего рода празднование королевского отцовства». Придуманный знакомой командой Кино и Люлли, он считается первым настоящим балетом-оперой, а позже, слегка измененный, был исполнен в Париже в Королевской академии.

Луиза Франсуаза Принцесса Конде, герцогиня Бурбонская. Портрет работы Пьера Гобера
Луиза Франсуаза Принцесса Конде, герцогиня Бурбонская. Портрет работы Пьера Гобера

Основной темой была любовь, но провозглашалось и торжество юности. Саму Юность играла Луиза-Франсуаза, девятилетняя дочь Людовика и Атенаис.

В конце спектакля она сладко спела: «Оставь свою критику на старость — Все наши дни прелестны».

Луиза-Франсуаза уже была озорным зверьком: «милая кошечка, пока с ней играешь и коготки щупаешь». Через несколько лет – за два месяца до своего двенадцатилетия – ее выдадут замуж за принца крови, герцога де Бурбона, наследника принца де Конде, известного при дворе как Месье Герцог. Поэтому ее официальный титул, с которым к ней всегда обращались, был Мадам Герцогиня.

Герцог де Бурбон был чрезвычайно мал ростом с очень большой головой; он был напрочь лишен обаяния и высокомерен в отношении звания, которое было его единственной заявкой на отличие.

Маркиз де Сурш воскликнул: «Было нелепо видеть, как эти две молодые марионетки женятся».
Принц Конде, Луи III де Бурбон. Портрет работы Франсуа де Троя.
Принц Конде, Луи III де Бурбон. Портрет работы Франсуа де Троя.

Однако невеста недолго оставалась марионеткой. Своевольная Мадам Герцогиня, непочтительная и довольно ленивая, норовила демонстрировать новые ценности Версаля, где все смеялись над поведением молодежи (по крайней мере, так думала молодежь).

Однако именно ее сводная сестра Мария-Анна, дочь Лавальер, была звездой этого балета. Она недавно вышла замуж за другого принца крови, принца де Конти, — это был брак, который восторженные придворные предсказывали «маленьким жениху и невесте», когда они впервые танцевали вместе.

Мария-Анна де Бурбон. Портрет работы Франсуа де Троя, около 1690 г.
Мария-Анна де Бурбон. Портрет работы Франсуа де Троя, около 1690 г.

Восхитительная внешность Марии-Анны полностью оправдывала ожидания родителей: ее идеальное сердцевидное лицо и огромные широко расставленные глаза отмечались на каждом балу, включая балы-маскарады, во время которых Мария-Анна часто отказывалась прикрывать знаменитые глаза, чтобы не потушить их огонь.

(Как и многие красавицы, Мария-Анна была крайне близорука: из тех обольстительниц, которые «теряли» свои увеличительные очки, когда сдвигали их на макушку). «Богиня Конти» — так ее часто описывали, и не была ли она в конце концов «сошедшей с Олимпа» «дочерью Юпитера», как обращался к ней Лафонтен?

Луи Арман I де Бурбон, принц де Конти.
Луи Арман I де Бурбон, принц де Конти.

Ее душистая комната была известна как «святилище Венеры». Возможно, ее внебрачное происхождение как раз и было причиной ее привлекательности.

Как-то Мария-Анна неосмотрительно заметила, указывая на спящую дофину: «Посмотри на нее, такая же уродливая во сне, как и наяву». Марианна-Виктуар открыла глаза и сказала: «Если бы я была ребенком любви, я была бы так же прекрасна, как ты».

Этот образец грации, не имевший причин страдать от душевных мук своей матери, был признан при дворе лучшей танцовщицей; по словам одного современника, она затмила танцовщиц Парижской оперы. Поэт Бенсерад описывал ее как «затмевающую все другие цветы, даже лилию, своим происхождением».

Мария Анна Виктуар Баварская, Дофина Франции. Посмертный портрет с короной дофины. Автор Франсуа де Трой
Мария Анна Виктуар Баварская, Дофина Франции. Посмертный портрет с короной дофины. Автор Франсуа де Трой

Лилия, о которой идет речь, была ее матерью Луизой, находившейся сейчас в своем монастыре, и ее должным образом посетила Мария-Анна по случаю своей свадьбы, также не замедлили последовать и поздравления от двора. Госпожа де Севинье нашла сестру Луизу такой же прекрасной, как и всегда, хотя и похудевшей; ее изящество не пострадало, как и «то, как она смотрела на всех». Хотя ее дочь заключила престижный брак, отношение Луизы к своим «детям позора» оставалось двойственным.

Через несколько лет епископу Боссюэ пришлось сообщить Луизе известие о смерти ее сына Вермандуа в возрасте шестнадцати лет при сомнительных обстоятельствах: имел место какой-то гомосексуальный скандал. Луиза холодно ответила: «Я должна оплакивать его рождение гораздо больше, чем его смерть». Оба ребенка были для монахини (по ее собственным словам) напоминанием о ее «прискорбной (прежней) жизни, и тем более прискорбной, что она не вызывала у нее ужаса».

Луи де Бурбон, граф Вермандуа. Портрет, приписываемый Франсуа де Трою.
Луи де Бурбон, граф Вермандуа. Портрет, приписываемый Франсуа де Трою.

Как Мадам Герцогиня, Мария-Анна принадлежала к совсем другому поколению. Мария-Анна задала тон новому типу эмансипированной принцессы, когда после брачной ночи пожаловалась, что ее мужу «не хватает силы», и она предпочитает брата. Придворные недоумевали, как это в тринадцать лет она смогла сравнить их двоих; но Мария-Анна начала так, как собиралась продолжать.

По словам Прими Висконти, до которого редко доходили слухи, которые он не хотел бы передавать, во время недолгого брака (принц де Конти умер в 1685 году) Мария-Анна постоянно раздражала его своим своенравным поведением. Принц пожаловался ее отцу, но Мария-Анна обвила шею короля руками, и ей все простили за ее красоту, обаяние и прежде всего за то, что она забавляла его своими очаровательными, хотя подчас и дерзкими выходками.

Кадр из фильма "Ватель".
Кадр из фильма "Ватель".

После смерти молодого мужа восемнадцатилетняя Мария-Анна не собиралась снова выходить замуж. Уверенная в своем положении, она была готова жить в удовольствиях при дворе, пользуясь особой дружбой и благосклонностью своего сводного брата дофина. Это был актив, которым пользовалась Мария-Анна и которого не было у мадам герцогини (Луизы-Франсуазы). Хотя обе были замужем за принцами крови, мать Марии-Анны не была женой другого мужчины на момент ее рождения; с другой стороны, мадам герцогиня, при всем своем высокомерии, навсегда была заклеймена плодом двойного прелюбодеяния.

Были и другие принцессы семидесятых годов рождения, ожидавшие своего часа: ни одна из них не выказывала признаков послушания. Младшая, оставшаяся в живых, дочь короля от Атенаис, Франсуаза-Мария, плод их примирения, была немного слезливой.

Элизабет-Шарлотта Орлеанская, "Внучка Франции". Версальский дворец.
Элизабет-Шарлотта Орлеанская, "Внучка Франции". Версальский дворец.

Дочь Лизелотты Элизабет-Шарлотта, Внучка Франции, описывалась ее матерью как «ужасно дикая» и «грубая, как мальчишка».

И с гордостью добавляла: «Я думаю, что это характерно для всех Лизелотт — быть такими своенравными в детстве».

(Ее сводная сестра Анна-Мария, дочь Генриетты-Анны, более мягкого и милого человека, вышла замуж за герцога Савойского в 1684 году и покинула Францию). Затем были принцессы крови, крошечные дочери принца де Конде и баварской принцессы, по прозвищу «Куклы крови» – например, Анна Луиза Бенедикта де Бурбон-Конде, сестра Месье Герцога.

Анна Луиза Бенедикта де Бурбон, известная как «мадемуазель д'Энгиен». Портрет работы Франсуа де Троя.
Анна Луиза Бенедикта де Бурбон, известная как «мадемуазель д'Энгиен». Портрет работы Франсуа де Троя.

Бенедикта восполняла недостаток своего роста остроумием и разносторонним умом. Все они были вполне готовы бросить вызов ортодоксальным взглядам двора Людовика XIV.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи:

Герцогиня Бурбонская и герцогиня Орлеанская – соперничество двух сестёр

Невыдуманные истории из жизни Двора Людовика XIV

Версальский мезальянс