Найти в Дзене

Зачем нужны страшные сказки?

Оглавление

Однажды довелось услышать мнение мамы 10-летней девочки, что "Гарри Поттер" - очень страшная сказка, поэтому она не разрешает своей дочери читать и смотреть "такое". Речь шла о самой первой книге и, соответственно, первом же фильме. В какой степени это сказка и насколько она "страшная" - тема для отдельного обсуждения. Сейчас не об этом.

Мама была не в курсе, что в школе дочь зачитывается серией "Ужастики". Девочка знала, что мама не разрешит такую литературу дома. "Запрещёнку" приносили одноклассники и давали почитать друг другу на перемене и продленке. Так что мамина позиция "никаких страшилок!" оказалась большой иллюзией. А у девочки появился как минимум один секрет.

Тезис о том, что "всякие страшилки детям не нужны" легко опровергается двумя фактами:

  • во многих народных сказках есть страшные эпизоды и именно эти сказки очень популярны среди детей;
  • многие взрослые люди находят особое удовольствие в жанре ужасов. Это могут быть книги, фильмы, новости о трагических событиях, бытовое смакование подробностей преступлений, несчастий, катастроф.
И. Билибин. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная". Изображение из открытых источников
И. Билибин. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная". Изображение из открытых источников
О причинах интереса взрослых к подобному жанру мы, может быть, порассуждаем как-нибудь в другой раз. Намного интереснее, зачем существуют страшные сказки и истории для детей и почему они популярны?

Народная педагогика и школа раннего развития прадеда

Надо сказать, что самая древняя разновидность сказок-страшилок, цель которых и была именно напугать (правда, через этот страх приходило представление об опасности внешнего мира), практически вышла из обихода. Пожалуй, единственная такая история, которую можно встретить в некоторых современных сборниках народных сказок для детей - "Медведь-липовая нога" (в этом сборнике Афанасьева она под номером 58)

Г. Новожилов. Иллюстрация к русской народной сказке "Медведь-липовая нога". Изображение из открытых источников
Г. Новожилов. Иллюстрация к русской народной сказке "Медведь-липовая нога". Изображение из открытых источников

Изначально в нет в ней ни победы добра над злом, ни счастливого конца. Потому и встречается она или в адаптированном А.Толстым виде, или вообще потихоньку выводится из круга детского чтения. Тем более, что мы учим детей что "основной сказочный закон - добро всегда побеждает зло".

В других сказках все страшные персонажи и эпизоды - это иносказательные образы опасностей, с которыми человек встречается в реальной жизни. Начинается всё с довольно безобидного "Колобка", который учит тому, что не надо убегать от родителей и разговаривать с незнакомцами. Это было актуально и в давние времена, и сейчас. Но с точки зрения некоторых ультрасовременных родителей и "Колобок" - плохая, злая сказка, которую непременно надо переделать на новый лад, чтобы Колобок остался жив.

Черепа, кости, расчленение героев и их убийство, зажаривание и поедание людей, прочие ужасы - всё это должно было сообщить ребенку о том, что внешний мир опасен. Нужно быть внимательным к словам старших, учиться оказывать и принимать взаимопомощь. А обычные бытовые ситуации для ребенка недостаточно наглядны. Поэтому такие жизненные уроки облекали во впечатляющие сказочные образы.

В. Васнецов. Иллюстрация в сказке "Кощей Бессмертный". Изображение из открытых источников
В. Васнецов. Иллюстрация в сказке "Кощей Бессмертный". Изображение из открытых источников

Кто у нас король ужасов? Нет, не Стивен Кинг, а Шарль Перро и братья Гримм!

В литературной традиции страшные сюжеты появились тоже благодаря фольклору. Например, страшные сказки братьев Гримм и Шарля Перро - не оригинальные сюжеты, а вольный пересказ народных сказок. И все они в изначальной версии были намного более кровожадными, чем в бытующих сейчас адаптированных и приглаженных вариантах.

Хотя, может, кто-то из вас и застал варианты с присказками типа "А невеста вся дрожит, кровь из башмачка бежит!" (если что, это рифмовочка из "Золушки").

В оригинальной версии Шарля Перро в большинстве сказок не было никакой победы добра над злом. Многие сказки заканчивались трагически - главный герой или героиня погибали. После финальной сцены автор предлагал читателям стихотворную мораль. Например, такую:

Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!
Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро "Красная Шапочка". Изображение из открытых источников.
Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро "Красная Шапочка". Изображение из открытых источников.

Кстати, эволюцию воспитательных концепций мы на примере сказок и можем проследить. Большинство из них постепенно лишились натуралистических кровожадных подробностей и несчастных финалов. Видимо, подрастающее поколение стало быстрее понимать степень опасности окружающего мира. А может, условия, в которых жили дети в XVII-XIX вв. достаточно наглядно это показывали и дополнительно "кошмарить" детей страшными сказками уже не было необходимости.

Добрые сказки никому не нужны?

Постепенно литературная традиция потребовала привести детскую литературу к соблюдению общего сказочного закона о победе добра над злом. Попытки нарушить его приводили к необходимости перерабатывать книгу, существенно меняя сюжет. Так, например, произошло со сказкой К. Коллоди "Пиноккио". В своей первой опубликованной редакции она представляла собой настоящий ужастик. Прочитать об этом можно здесь:

Чем страшнее испытания, выпавшие на долю героя, тем ярче эмоции по поводу его спасения. Тем четче можно обозначить условия, которые привели к счастливому финалу. Такая игра на контрасте - самый понятный и доступный для ребенка прием. Правда, во второй половине XIX и начале ХХ века была попытка создать новую литературную традицию. Все герои детских книг должны были показывать исключительно положительные примеры и желаемые модели поведения.

Слишком приглаженные, до противного правильные и законопослушные сказочные персонажи не смогли завоевать такую любовь детей, как Том Сойер, Карлсон, Пеппи, да и просто Иван-Дурак, который, во-первых, всё время попадает в разные интересные истории, а во-вторых в итоге вообще оказывается самым умным. Как такого можно не полюбить?

Все исторические процессы, и литературная традиция не исключение, имеют маятникообразное движение. Поэтому в ХХ в. чрезвычайно активно стали развиваться "страшные" жанры - фэнтези, готические романы и романы ужасов, адресованные подросткам и взрослым. В XXI веке они вошли и в круг детского чтения, появились детские детективы и детские "ужастики". Их начинают читать сразу после того, как "вырастают" из страшных сказок.

Кстати, о том, как появились готические романы, есть любопытная и забавная история. Вот она:

Конечно, неприятно, если ребенок очень любит "страшилки" и фокусирует внимание исключительно на страшных эпизодах, упуская из вида мораль сказки или истории. Но запретительная позиция создаст соблазн "сладости запретного плода".

Увлечение такого рода сюжетами можно перевести в познавательную плоскость, научить сопоставлять и анализировать характеры и поступки героев, причины событий и их последствия. Тогда, глядишь, и страшненький на вид "Хагги-Вагги" перестанет быть таким уж отталкивающим для мамы и настолько привлекательным для ребенка.

Сказки
3041 интересуется