Найти тему
Андрей Мятиев

Необычный немецкий мотовелосипед Presto 1940 года с мотор-колесом и однотрубной рамой - из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию интересный экспонат из коллекции Веломузея - редкий немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Мотовелосипед оснащен мотор-колесом Saxonette производства завода Fichtel & Sachs. Рабочий объем двухтактного двигателя - 60 куб. см, мощность 1,2 л. с. Интересной технической особенностью этого аппарата является рама - монокок, внутри которой расположен топливный бак. Мотовелосипед весит 38 кг. и разгоняется до 40 км/ч. Экипажная часть, за вычетом необычной трубчато-штампованной сварной рамы – вполне велосипедного типа. Обращают на себя внимание шатуны, изготовленные из алюминиевого сплава – как у серьезных гоночных велосипедов. Передний тормоз барабанный, с тросовым приводом от рычага на руле. Размерность шин – 26 х 2,25.

Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В результате полной ревизии и небольшого ремонта мотора удалось его запустить и в настоящее время Presto вполне уверенно ездит. Динамические качества мотовелосипеда - на уровне советских "дырчиков", т.е. мотовелосипедов с мотором Д-4. Замечателен факт, что мотовелосипед сохранил почти полную оригинальную комплектацию - даже оригинальные покрышки 1940 года выпуска! Окраска также неплохо сохранилась, чего не скажешь о хромированных поверхностях - они несколько пострадали от времени.

Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Presto был приобретен для коллекции Веломузея в Симферополе в 2005 году. По свидетельству бывшего владельца, он был привезен его отцом, советским офицером, в 1946-м из Германии после демобилизации, некоторое время использовался, а потом поставлен в сарай и на долгое время просто забыт.

Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Компания Presto-Fahrradwerke Günther & Co была основана в 1897 году и занималась производством велосипедов. С 1901 года началось производство мотоциклов с моторами иностранных производителей, а с 1907 - лицензионное производство французских автомобилей Delahaye. С 1910 года фабрика производила уже автомобили собственной конструкции. При этом, производство велосипедов не прекращалось и было основным для фирмы. В конце 1927 года компанию Presto купил один из крупнейших немецких концернов - Nationale Automobil-Gesellschaft (NAG), имевший штаб-квартиру в Берлине. Годом позже автомобильное производство закрыли, передав оборудование другим заводам, входившим в концерн NAG. С того времени завод Presto занимался только производством велосипедов, мотовелосипедов и легких мотоциклов. Для оснащения моторных двухколесок использовались двигатели сторонних производителей - Fichtel & Sachs и ILO различных кубатур и конструкций.

Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий мотовелосипед Presto Modell 150, построенный в 1940 году на заводе NAG в городе Хемнице. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С началом Второй Мировой завод был дополнительно загружен военным производством, хотя выпуск вело-мото техники продолжился. В 1944-45 годах предприятие сильно пострадало от воздушных налетов - корпуса были частично разрушены, повреждено оборудование. После капитуляции Германии город Хемниц вошел в Советскую Оккупационную Зону и часть станков была демонтирована и вывезена в СССР в счет репараций. Завод же был экспроприирован у владельцев, как производивший военные заказы, и передан в управление Федеральной Земле Саксония. Предприятие переименовали в «IFA Werk Presto» и на нем возобновлено производство. В последний раз велосипеды под маркой Presto фигурировали на весенней Лейпцигской выставке-ярмарке в 1949 году. Завод же продолжал свое существование, как машиностроительное предприятие в Германской Демократической Республике.

Здесь вы можете увидеть обзоры мотовелосипедов из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Реклама мотовелосипеда Presto Modell 150 из каталога велосипедов и мотовелосипедов Presto на сезон 1939 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Реклама мотовелосипеда Presto Modell 150 из каталога велосипедов и мотовелосипедов Presto на сезон 1939 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.