Найти тему

В чем проблема романа «Влюбленный Шекспир»?

Энтони Берджесс – знаменитый английский писатель, автор нашумевшего романа-антиутопии «Заводной апельсин», который лег в основу известного одноименного фильма. Помимо художественного творчества Берджесс активно занимался изучением биографии и творчества Уильяма Шекспира. Следствием его литературоведческих изысканий стал роман «Не как солнце», который в русском переводе получил название «Влюбленный Шекспир». Многим читателям это произведение показалось заманчивым и, вероятно, вызвало ассоциацию с одноименным фильмом, который имел успех у публики. Но несмотря на громкое имя автора и завлекающее название книга получила вагон критики.

Судя по отзывам, читатели ждали увлекательной истории о жизни Шекспира вообще и его творчестве – в частности. Вместо этого они получили невнятный набор сюжетных линий, которые не только нагоняют тоску, но и местами вызывают отторжение. Конечно, все понимают, что английский быт и нравы 16 века оставляют желать лучшего. Но все же масштаб личности знаменитого поэта и драматурга, несомненно, заслуживает хотя бы некоторого уважения. В конце концов пьесы Шекспира до сих пор пользуются успехом у читателей, которым, в первую очередь, интересны его духовный мир и творчество, а не мелкие любовные интрижки вперемежку с другими неприглядными и – недоказанными! – подробностями его личной жизни.

Произведение напрочь лишено романтики, которая в данном случае просто необходима. Вряд ли человек со столь низменными потребностями – каким изображен Шекспир на страницах романа Берджесса – сочинил бы столь пронзительные истории, фееричные комедии и утонченные, изысканные сонеты. А Энтони Берджесс как будто нарочно задался целью исказить образ драматурга. Правда, личность Шекспира окутана тайнами и легендами; многие исследователи даже сомневаются, принадлежат ли его перу все те произведения, которые ему приписываются. Но эти литературоведческие споры не дают права даже такому талантливому автору, как Берджесс принижать своего знаменитого современника. У каждого человека есть свои скелеты в шкафу, которые принято замалчивать, особенно, – когда речь идет о титанах мировой культуры.

Впрочем, некоторые читатели находят свои достоинства в книге: колоритные зарисовки Лондона, яркие детали быта эпохи Возрождения. Но эти плюсы тонут в море негатива, который остается после прочтения романа Берджесса.