Найти в Дзене

В Самару! Старообрядческий храм и выводы из его "мирского" использования

История старообрядчества в Самарском крае началась во второй половине 18- го века, когда Екатерина II в манифесте от 18-го декабря 1763-го года уравняла в юридическом статусе старообрядцев с остальными своими подданными, чем дала возможность свободно перемещаться по империи в поисках лучшей доли.

 Церковь была прямоугольной в плане, с цокольным этажом и надстроенной над притвором колокольней.
Церковь была прямоугольной в плане, с цокольным этажом и надстроенной над притвором колокольней.

После преобразования в губернскую столицу город, как известно, начал стремительно прирастать приезжим населением, в том числе и трудолюбивыми и предприимчивыми приверженцами Старой веры. К концу 19-го века они составляли 10% от населения губернии, а среди купечества процент был в разы выше. Многие принадлежность к старообрядчеству не афишировали из-за прохладного отношения официальных властей, другие, наоборот, не скрывали.

Фото из интернета. Проект храма разработал саратовский инженер Иван Генрихович Грингоф
Фото из интернета. Проект храма разработал саратовский инженер Иван Генрихович Грингоф

Главой самарских старообрядцев так называемой епархии Белокриницкого согласия был купец первой гильдии Иван Львович Санин. Коммерческий талант помог Санину вместе с братом Григорием создать первую в Самаре сеть «фирменных» бакалейных магазинов европейского уровня и инициировать создание первого в губернии коммерческого кредитного учреждения – Общества взаимного кредитования. Что касается общественной деятельности - Иван Санин почти 40(!) лет избирался гласным городской Думы , свыше 30 лет – почетным мировым судьей, бессменным главой купеческого самоуправления и был отмечен многими государственными наградами.

 Иван и Мария Санины
Иван и Мария Санины

Образ жизни его был далек от литературной купеческой классики с кабаками, бурными увеселениями и разбрасыванием денег. Бездетные супруги жили в небольшом и скромном особнячке с мезонином на пересечении Дворянской и Москательной, трудились с утра до вечера, по воскресеньям посещали финансируемую ими же старообрядческую «моленную». Тут надо сказать, что старообрядческое сообщество Самары при всей своей многочисленности не имело в городе ни одной церкви. Официально строительство не запрещалось, но на практике власти еще со времен Николая Первого разрешений на новое строительство «сектантам» не выдавали, как и разрешений на ремонт существующих церквей, а выждав время – просто закрывали «по причине ветхости». Так что главной мечтой Ивана Львовича Санина было строительство храма для единоверцев

Вид с Волги - фото 60-х. Даже без куполов и колокольни храм "доминирует"
Вид с Волги - фото 60-х. Даже без куполов и колокольни храм "доминирует"

Дождавшись Указа о веротерпимости 1905-го года, приверженцы Старой веры получили возможность открыто заявить о себе, и 22-го декабря 1906-го община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, общим числом больше тысячи человек была губернским правлением зарегистрирована. Совет общины направил в городскую Думу прошение о выделении участка под строительство храма на углу Николаевской(Чапаевской) и Предтеченской (Некрасовской). Прошение, в лучших традициях бюрократии, год пролежало «под сукном» и в декабре 1908-го было отклонено.

Спуск к Волге по ул. Льва Толстого. Фото 1965-го года
Спуск к Волге по ул. Льва Толстого. Фото 1965-го года

Санин еще несколько раз обращался к властям от своего имени и имени общины, но ответа не получал. 24-го апреля 1910-го года Совет сделал еще одну попытку обратиться к Думе уже нового созыва, напомнил о заслугах старообрядцев перед городом и представил уже готовый проект храма – но новая Дума, выждав несколько месяцев, очередное прошение в очередной раз отклонила. А 8-го сентября этого же года Иван Львович Санин скончался.

Перекрытия изначально были железобетонными
Перекрытия изначально были железобетонными

Его вдова Мария Кондратьевна, желая осуществить мечту мужа, мудро решила на власти больше не надеяться и выделила под строительство храма собственный участок, нынешний адрес которого – Льва Толстого, 14а. Собрание членов общины единогласно решило дар принять, жертвовательницу благодарить и к постройке храма немедленно приступить.

Ко входам ведут высокие крыльца с двумя сходами каждое
Ко входам ведут высокие крыльца с двумя сходами каждое

Поданное 12-го июля 1913-го года ходатайство о постройке нового каменного храма на этот раз было удовлетворено, и уже 30 июля 1913 года Указом Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Самарского Губернского Правления поступило разрешение «означенной общине построить в г. Самаре, в 71 квартале, по улице Льва Толстого, на месте, пожертвованном вдовой потомственного гражданина Марией Кондратьевной Саниной, новый каменный храм».

-8

На торжественную закладку храма прибыл архиепископ Московский Иоанн, а «Самарские епархиальные ведомости» подробно описали и крестный ход с блиставшими хоругвями, и «звучное уверенное старообрядческое унисонное пение, исходившее из уст весьма и весьма полновесных клирошан – полновесных русских людей»,и «старообрядческого лже-архиепископа – глубокого, изможденного старца, по недомоганию участия в крестном ходе не принимавшего». Был отмечено, что. «пение и благопристойное поведение на молитве, и речь главы «австрийщины», и проводы его на квартиру – понравились случайным очевидцам интеллигентам».

Детали интерьера отсылают к архитектурным образам допетровских времен
Детали интерьера отсылают к архитектурным образам допетровских времен

8-го января 1916-го года богомоления в новой церкви открылись – но спокойная жизнь длилась недолго. В 1918-м власть перешла в руки Советов и сразу же взялось за верующих – теперь уже за всех подряд. 26-го декабря 1929-го «учитывая малую посещаемость верующими», церковь Белокриницкой иерархии была закрыта и предана обществу «Техмас» для переоборудования под Дом Техники. Колокола, иконы, церковная утварь и священнические облачения были конфискованы, а 3675 кг церковных документов, книг и фотографий сданы в утиль по цене 3 копейки за килограмм.

Общий вид согласно проекту реконструкции
Общий вид согласно проекту реконструкции

В 1932-м здание передали станкостроительному заводу для обустройства клуба и первым делом снесли купола и часть колокольни. Клуб проработал недолго – на одной из вечеринок под ногами танцоров проломился пол! Упавшие в подземелье люди серьезно пострадали, а клуб переоборудовали в баню. Последствия были еще серьезнее – в один прекрасный день без видимой причины заклинило дверь в парилку, и чудом обошлось без жертв. Попытка размещения краеведческого музея так же провалилась –сотрудники жаловались на странные звуки, загадочные тени, метавшиеся по зданию – и находиться в нем не хотели.

Потолочная роспись
Потолочная роспись

Уже ближе к нашим временам была идея переоборудования в органный концертный зал, поскольку помещение обладало великолепной акустикой, и дело было начато – появился мраморный пол,камины, несколько цокольных этажей – но под куполом случился пожар! Срочно прибывшие пожарные во время тушения слышали сверху детские голоса, умолявшие о спасении - но по окончании работы никого не обнаружили. Сферический купол перекрыли подвесным потолком, что нарушило акустику, и орган уехал в филармонию. При попытке выставить здание на торги покупатель - московский бизнесмен - в последний момент вдруг нежданно исчез, прямо как в булгаковской "нехорошей квартире"! Напрашивается вывод, что старообрядческая церковь противится «мирскому» использованию и пытается оградиться от «посторонних»

Детская площадка у стен храма
Детская площадка у стен храма

Хотя департамент культуры еще планировал включить церковь в состав комплекса «Город мастеров» и проводить здесь экскурсии, камерные концерты, бардовские конкурсы и показы мод – дальше проекта замысел не пошел. Может, и к лучшему.

-13

В 2006-м храм был возвращен старообрядцам. Службы проходят в восточном пристрое, остальные части здания – в процессе неторопливой реставрации.

Завершить рассказ хочется словами Святителя Николая Сербского: « О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета».

Спасибо, что дочитали!

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете