Скрипит шарнир, искрит проводка. Новая фантастика об эпохе роботов.
(Don't Look Deeper, 2022, США)
Тот случай, когда «оба хуже».
В смысле и авторское название фильма (дословно «Не заглядывай глубже»), и его российская адаптация не отражают в полной мере дух и смысл это фантастической ленты Кэтрин Хардвик («Короли Догтауна», «Сумерки», ремейк «Мисс Пули», сериал «Ад на колесах»).
Название-оригинал плохо тем, что после просмотра фильма кажется чересчур уж стебовым. Так, как если бы фильм про Чикатило обозвали, например, «Я люблю вас, деточки». Неуместная ирония, согласитесь.
Вот и «Don't Look Deeper» намекает на то, что главгероиня, киборг Аиша (Хелена Ховард), заглядывает в себя не только в психологическом, но и в самом буквальном смысле слова. То есть ковыряет острыми предметами собственную шкурку и изучает на свету своё электронно-металлическое нутро.
Да-да, точь-в-точь как киборг-Шварценеггер Т-800 в первом «Терминаторе»! Ну а поскольку история у тети Кати Хардвик предельно серьезная, философская, а порой и драматично-истерическая, столь забавное название ей не к лицу.
У российского переименования «Сбой сознания» с точки зрения серьезности всё нормально. Оно необъективно в другом.
Во-первых, никакого «сбоя» в сознании Аишы – читай в ее программной начинке, - нет. Наоборот, после того как она случайно узнала, что является не человеком, а роботом, ее сознание эволюционирует – читай «апгрейдится», - вполне ожидаемым и логичным путем.
Разве что протекает у нее данный процесс чересчур эмоционально. Но на это здесь есть внятное (в рамках данного сюжета) объяснение. Просто Аишу создавали и программировали так, чтобы она абсолютно ничем не отличалась от половозрелой девушки. Включая ее реакции на все вероятные раздражители, как физические, так и психические.
Более того, маскируясь под Homo sapiens, она еще и человечью еду поглощает. А также переживает нервные срывы, ревность и даже «месячные» – во как далеко зашла робототехника в этой фантастической вселенной!
Во-вторых, «Сбой сознания» - название всё-таки холодно-протокольное, как строчка программного кода. Такое, что идеально подошло бы научной (НФ), а не социально-мелодраматической фантастике, которой по факту является картина Хардвик. И где бурлят такие страстищи, что обрушься они на вышеупомянутого Т-800, его процессор сгорел бы от перегрузки безо всякого утопления в доменной печи.
А вот для электроники Аишы такие стрессы проходят без проблем. И когда у нее вдруг разряжаются батарейки – ну бывает! (заряжаются они тоже довольно хитро́ и беспалевно), — эти ее внезапные обмороки объясняются хронической болезнью, которой девочка якобы страдает с малолетства.
Поэтому обозвать «Сбой сознания» было бы уместнее как-нибудь в молодежном стиле. Типа «О чем мечтают электродевочки», или «Не плачь, киборгиня». Так, чтобы еще на стадии постера стало понятно, с какой историей мы имеем дело. И чтобы ортодоксальные поклонники НФ не напрягались и сразу проходили мимо, ибо их тут ждет сплошное разочарование.
Хотя поначалу картина Хардвик может понравиться даже им, поскольку ее завязка обещает нечто кибер-детективное, в духе «Я, робот», «Дитя робота», или «Мой создатель».
То, что простая американская девушка Аиша, которая живет с отцом-одиночкой, учится в колледже и зажигает на вечеринках со своим парнем, окажется киборгом, никакая не интрига, ведь ее нам раскроют в первые же восемь минут. Сразу, как только Аиша застукает своего парня за тем, как он склоняет обычную роботессу (есть здесь и такие) к оральному массажу своего «инструмента». После чего обидится на него, набухается с горя в хламину и упадет на бутылку. Но не тем местом, о котором вы, небось, подумали, а всего лишь рукой. Ее-то и порежет Аиша – и тотчас выяснит, что в руке у нее – вау! – не картинка из учебника по анатомии за 8 класс, а уйма железок и оптических кабелей.
Да уж, всем сюрпризам сюрприз! После такого сногсшибательного открытия даже самая недалекая школьница «вкурит»: ага, а ведь родной папочка что-то мне явно недоговаривает!
Вкурила и Аиша – чай не двоечница была. Так что пришлось ей брать свои кибер-органические ноги в такие же руки и идти выяснять свое истинное прошлое. И как она вообще дошла до жизни до такой, и, главное, кто за всё это в ответе.
Увы, но на этом всё «детективное, умное, вечное» в фильме и заканчивается. А начинается, как и сказано ранее, гиперэмоциональная мелодрама с главгероиней-истеричкой, мямлями-героями второго плана, квелыми злодеями и – ЕСТЕСТВЕННО! – модными реверансами однополой любви. Которой, вы не поверите, покорны даже роботы, хотя, конечно, сама по себе тема киберофилии в кинематографе всё еще не затерта.
***
В общем, расклад такой: любите фантастические мелодрамы повышенной рефлексивности – «Сбой сознания» для вас хороший выбор. Честно, вот сейчас не зубоскалю. Как мелодрама с молодежно-гормональным и философским подтекстом, картина сделана добротно, да и технически снята неплохо.
Любителям же более «эмоционально уравновешенной» фантастики (НФ, социальной, кибер-триллеров - неважно) подходить к фильму Хардинг надо с опаской, либо не подходить вовсе. Потому что чем ближе к финалу, тем истерик в ней станет больше, интриг меньше, а финал, хоть в целом и оригинален, но тоже водит хороводы из рефлексий и сентиментальности.
Короче, думайте сами, решайте сами, смотреть, или не смотреть.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):