Драгоценный набор украшений , включавший от 2 до 15 предметов в зависимости от назначения (большая и малая парюра).
Парюрой называли не любой набор украшений, а только особо подобранный- либо по качеству и виду камней, либо по единству художественного решения .
В мемуарной литературе парюра встречается в разных значениях- и как отдельное украшение, и как набор украшений. А.Ф. Тютчев так описывает наряд императрицы:" диадему из рубиновых звезд с расходящимися бриллиантовыми лучами и такую же парюру на корсаж".
Большая парюра , состоящая из диадемы , ожерелья, броши, серег, браслетов, колец, пуговиц, застежек, шпилек и др., полагалась только для так называемого большого выхода в присутствии императорской фамилии.
Дамы не могли себе позволить украшения более значительные, чем кто-либо из членов царской семьи. Заслуживает внимания рассказ княжны Мещерской о знаменитом голубом бриллианте в двадцать карат, принадлежащем ее семье:
" В царской ложе присутствует сама вдовствующая императрица( мать Николая II) Мария Федоровна. В ложе бенуара №13 (всегда нами абонируемой) сидят мои родители. В тот вечер моя мать не надела никаких драгоценностей кроме одного этого бриллианта на шее. В первый же антракт в ложу к родителям вошла фрейлина Марии Федоровны. Очень мягко, вполголоса, она попросила мою мать о любезности :снять с шеи бриллиант. В тот вечер, одеваясь в театр, императрица не надела бриллианта подобной величины. Послушная этикету, мать отстегнула цепочку и опустила мещерскую фамильную реликвию в сумочку, Родители тут же вынуждены были встать, покинуть ложу и уехать домой".
Правила ношения парюры в 17-том и 19-том веках не совпадали полностью, потому что круг людей, носивших драгоценности был различен. В 18-том веке он был только аристократическим, и проблемы противопоставления себя другим сословиям просто не существовало- кто был вне двора в" гонке тщеславия" не участвовал. В 19-м веке положение изменилось: между столичной светской дамой и просто богатой женщиной существовала огромная разница, внешне выражавшаяся в знании мельчайших подробностей придворного этикета, связанных с умением носить украшения. В живописи , особенно на женских портретах первой половины 19-го века , часто можно было видеть большую парюру без обязательного для нее по этикету декольтированного платья для " большого выхода".
Обычно это свидетельствует о провинциальном происхождении изображенной дамы, не отказавшей себе в удовольствии предстать во всем блеске богатства. Несмотря на богатство костюма, достаточно одного взгляда , чтобы узнать , действительно ли его обладательница знатна или только богата.
Сегодня парюры можно увидеть разве что на коронациях ( в моем случае по телевизору) или в собраниях музеев (Алмазный фонд).
В 20-м веке с легкой руки Коко Шанель в моду вошли парюры из искусственных камней и позолоты, но именоваться стали скромнее- комплект.
Поставьте пожалуйста лайк, если моя статья вам понравилась, также буду рада обсудить эту тему в комментариях, а чтобы не пропустить следующие статьи- подпишитесь.