В этом материале мы расскажем, как правильно подать новый материал на уроке. Прочитав статью, вы научитесь делать новый материал понятным и посильным для учеников и поймёте, какое количество новых смысловых единиц дети могут запомнить за один урок. Бонусом мы делимся в статье инструментом «моделирование».
Итак, из чего же состоит представление новой темы учителем?
Определения
Объяснение — это процесс описания смысловой единицы, факта или процесса.
Моделирование — это проговаривание учителем вслух всех процессов, происходящих при совершении действия. Педагог выступает экспертом, а не просто демонстрирует.
К сожалению, большинство предметных программ в современной российской школе перегружены смысловыми единицами или не соответствуют уровню учеников. Мы уже рассказывали о теории когнитивной нагрузки, разработанной нейрофизиологом Джоном Свеллером (статья «Как мы учимся? Часть 2»). Ученый говорит о том, что чем больше информации получают дети на уроке, тем хуже она усваивается, запоминается, воспроизводится и применяется.
Психолог Джордж Миллер открыл так называемое «магическое число Миллера» (или «кошелек Миллера»): как правило, человек не может запомнить и повторить больше 7±2 смысловых единиц. Задача учителя — дать детям возможность запомнить оптимальное количество новой информации, которая «перетечёт» в долговременную память и останется с ними надолго.
«Это замечательно, — скажете вы. — Но что же делать обычному учителю, который обязан вместить один век в три урока или пройти 20 словарных слов за 45 минут?». Увы, волшебной формулы не существует. Мы уверены, что важно фокусироваться на возможностях учеников, создавать для них ситуации успеха (об этом мы не раз писали в своих материалах). Это значит, что учитель может отказаться от части смысловых единиц, предлагаемых учебником, ради прогресса и достижения образовательных результатов.
Подробнее о моделировании
Во время процесса моделирования вы не только озвучиваете ход действия, но и свои мысли, сомнения, шаги и стратегии.
С помощью моделирования учитель может:
- «думать вслух», делая очевидными навыки, решения и процессы, которые были бы скрыты или неясны;
- продемонстрировать ученикам, что изменения и исправления — это нормально;
- предупредить детей о возможных опасных ситуациях, связанных с применением теории на практике; о том, как их избежать или свести к минимуму негативные последствия.
Плюсы моделирования для учеников:
- дает детям стандарт, образец, к которому они должны стремиться, и устанавливает высокие ожидания с точки зрения навыков и знаний;
- помогает ученикам увереннее идти на риск при обучении;
- помогает ученикам с особыми образовательными потребностями, которым важно, чтобы процессы и навыки демонстрировались четко и конкретно;
- подходит для значительного числа учеников, чьи предпочтительные стили обучения визуальный и аудиальный;
- обеспечивает эффективный подход для расширения опыта одаренных и талантливых учеников.
Текст, видео и речь учителя: лайфхаки
Текст
- Используйте преимущественно те смысловые единицы, которые связаны с образовательным результатом;
- Размещайте задания перед текстом, а не после него;
- Подбирайте объем текста, который соответствует возрасту и возможностям детей;
- Разделяйте смысловые блоки в тексте с помощью абзацев и красной строки;
- Используемые в тексте термины должны быть знакомы детям, или к ним должны быть подобраны определения или сноски.
Видео
- Используйте преимущественно те смысловые единицы, которые связаны с образовательным результатом;
- Видео не должно быть длиннее 6 минут;
- Учитывайте возрастные ограничения: смотрите видео, прежде чем показывать его ученикам, чтобы избежать неловких моментов;
- Обязательно давайте задание перед просмотром;
- Если содержание видео сложное, то в заданиях используйте фразы из него, чтобы детям было проще сориентироваться;
- Не бойтесь останавливать просмотр и комментировать;
- Используйте видео на русском языке или добавляйте субтитры/перевод (кроме урока английского).
Речь учителя
- Используйте преимущественно те смысловые единицы, которые связаны с образовательным результатом;
- Раз в 5-7 минут запрашивайте от класса обратную связь;
- Используйте знакомые/понятные детям термины;
- Передвигайтесь по классу, когда объясняете;
- Используйте доску и записывайте важную информацию;
- Используйте зрительный контакт;
- Обязательно пишите опорный конспект своей речи.
Задания на первичную обработку информации
Ученикам будет сложно читать незнакомый текст без задания. Дети могут не понять, какая информация действительно важна и на чем стоит сфокусироваться. Именно поэтому мы рекомендуем давать задания перед прочтением текста. Важно, чтобы задание работало на поставленный вами образовательный результат (мы подробно рассказывали об образовательных результатах в статье «Чему я хочу научить детей? Образовательные результаты на уроке»).
Примеры заданий:
- вопросы к тексту;
- поиск информации в тексте;
- задание «верно — неверно».
Урок по новой теме — это всегда вызов для учителя. Возникает много вопросов: что в новой теме самое важное, как помочь детям всё запомнить, как эффективно отработать новый навык. Мы считаем, что самое главное — это адаптировать источник информации под ваши образовательные результаты (это поможет отделить «самую важную» информацию от «тоже новой») и моделировать применение навыка по своему предмету (четко и понятно проговаривать вслух решение примера или применения правила). Желаем вам удачи!
Список литературы для тех, кто хочет знать больше
- Джон Хэтти «Видимое обучение»;
- Джон Свеллер «Когнитивная архитектура и инструктивный дизайн».
Тех, кто хочет учиться с нами, мы приглашаем стать участником программы «Учитель для России». Мы предлагаем бесплатное обучение, работу со смыслом, финансовую и методическую поддержку тем, кто хочет развиваться в школе. Набор в программу открыт.