Найти тему
Новый учитель

Чему я хочу научить детей? Образовательные результаты на уроке

Оглавление

Работа учителя «за кадром» — это подготовка уроков. Нужно не только понимать цели обучения, но  и представлять себе ожидаемые результаты детей, чтобы эффективно планировать курс. Прочитав эту статью, вы будете знать, как отличить образовательные результаты от цели урока, как учителю их ставить и существует ли формула, по которой можно вывести идеальный образовательный результат.

Образовательные результаты —  это утверждения, описывающие, что ученик будет знать, понимать и сможет продемонстрировать после окончания процесса обучения.

Как отличить образовательный результат от цели?

В школах часто используют понятие «цель урока» в значении «образовательный результат», но это не одно и то же. Цель — путеводная звезда, компас учителя. Образовательный результат — шаги на карте, отмеченные точками.

-2

Примеры

-3

Образовательные результаты бывают предметными (касаются освоения конкретного предмета), метапредметными (касаются навыков, использующихся на всех предметах, таких как функциональная грамотность, когнитивное мышление и т.д.) и личностными (касаются личностных качеств, например, эмпатия).

Примеры

-4

Как же эффективно ставить образовательный результат?

Он должен соответствовать трем критериям:

1) измеримый (к нему можно подобрать измеритель)

2) достижимый (результата может добиться каждый ученик в рамках одного урока);

3) сформулированный через действие ученика (вместо «знают», «постигают» или «понимают» ученики должны «записать», «решить задачу» или «описать»).

Эти критерии помогают учителю отсекать от урока «процессы ради процессов» («поиграем в эту игру, потому что она интересная», «посмотрим отрывок, чтобы посмотреть») и разделять ответственность за урок с учеником. Гораздо полезнее будет урок, на котором ученик чему-то научился, чем урок, на котором учитель в формате монолога пересказал все свои знания.

Формула идеального образовательного результата:

«Ученик+глагол+смысловая единица»

-5

Мы уже писали о том, ученик — главный человек на уроке (материал «Обучение, ориентированное на ученика: как сделать ребенка главным человеком в классе?»). Это значит, что эффективное планирование урока должно строиться на деятельности ученика (а не учителя). Учитель должен понимать, как ученик изменится в конце урока (то есть обретет новые знания, освоит новые навыки). Сделать образовательный результат достижимым также поможет дифференциация (о ней мы писали в материале «Как мы учимся. Часть 2»).

Цели в работе учителя — это то, чему научатся дети. Образовательные результаты — это то, как дети это сделают. Если педагоги научатся правильно выбирать это «как» , то они будут видеть и свои результаты, и результаты детей, что значительно снизит эмоциональное выгорание и обесценивание процесса работы. Желаем вашим ученикам успехов в достижении образовательных результатов! Остались вопросы? Пишите в комментариях!

Список литературы:

  1. Соня Смыслова «Проектирование образовательного опыта»;
  2. Дуг Лемов «Мастерство учителя»;
  3. Джули Дирксен «Искусство обучать»;
  4. Джефф Петти «Современное обучение».