Начало статьи ЗДЕСЬ
.... Итак, мы продолжаем вспоминать процесс создания эсминцев типа "Дерзкий"
.... К работам по проектированию нового эсминца вернулись в 1911 году, когда были выделены средства на строительство кораблей для Черноморского флота. Но уже утвержденный, казалось бы, проект Металлического завода перестал соответствовать новым требованиям: было принято решение усилить артиллерийское вооружение новых эсминцев, установив третье 102-мм орудие вместо одного ТА, а также отказаться от использования турбин Рато в пользу турбин Парсонса или Кертис-АЕГ-Вулкан.
В связи с этим в апреле 1911 года Морское министерство объявило новый конкурс на проект «эскадренного миноносца 35-узловой скорости для Черного моря», добавив к прочим условия еще одно – корабли должны были обязательно строиться и испытываться на Черном море. В конкурсе приняли участие Путиловский, Металлический, Невский заводы, «Общество Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ, до 1911 года – ОСМиЛЗ), а также иностранные предприятия: немецкие «Блом унд Фосс», «Шихау», «Вулкан», английский «Виккерс», французские «Норман» и «Форж э Шатье». Для общего ознакомления с характером требований всем отечественным участникам разослали копии спецификации «минного крейсера со скоростью 36 узлов», то есть эсминца «Новик», тем самым устанавливая общий облик корабля, который требовался флоту.
Подведение итогов состоялось в августе 1911 года – из девяти проектов, представленных на рассмотрение МГШ и МТК, лучшим был признан проект Путиловского завода, уже имевшего опыт проектирования и строительства эсминца «Новик». Второе место занял проект Металлического завода, третье поделили между собой Невский завод и ОНЗиВ (г.Николаев). Но в итоговом распределении заказов Морского министерства основную роль сыграли не преимущества самих проектов, а условия их реализации на практике. С учетом того, что все заводы выставили завышенную стоимость за постройку (более 2 млн. рублей), у ОНЗиВ оказалось преимущество, которое заключалось в том, что этот участник конкурса оказался единственным, у кого был завод, способный построить не только корпуса новых эсминцев, но и котлы с турбинами.
Эту возможность ОНЗиВ получило благодаря сотрудничеству и технической помощи фирмы «Торникрофт». На тот момент это считалось существенным преимуществом, так как исключало зависимость от поставок таких важных комплектующих (котлы и турбины) из-за рубежа. Вспомним, что для «Новика» были использованы турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан» и котлы, изготовленные в Германии фирмой «Вулкан».
В результате Морское министерство приняло «соломоново решение». Четыре эсминца из девяти запланированных решили заказать николаевскому ОНЗиВ, а оставшиеся пять распределить между тремя заводами: Металлическому и Невскому заводам по два корабля, Путиловскому – один. Вероятно, в тот момент с точки зрения развития материально-технической базы судостроения в стране такое решение было обосновано и позволяло практически одновременно строить все девять кораблей.
Но на практике это привело к обратному результату – постройка этих небольших кораблей затянулась на длительное время, эсминцы строились по 3-3,5 года! Вспомним, Франция за такой срок строила свои линкоры типа «Курбэ» водоизмещением 24000 т!
Более того, после постройки «своих» четырех эсминцев ОНЗиВ пришлось достраивать на своих верфях еще три эсминца, которые начали строить Невский и Путиловский заводы.
В августе 1911 года завод ОНЗиВ получил наряд на строительство «четырех миноносцев для Черного моря 34-узлового хода» с турбинными двигателями и котлами системы Торникрофта. Именно такое обозначение получил проект эсминца после того, как МГШ решил снизить его скорость до 34 узлов из-за установки третьего 102-мм орудия, которое привело к увеличению водоизмещения корабля, несмотря на снятие одного двухтрубного торпедного аппарата. Как отмечают В.П.Заблоцкий и В.А.Левицкий в своей монографии об эсминце «Дерзкий»: «… Заводу рекомендовалось руководствоваться техническими условиями на проектирование от 27 апреля 1911 г. и откорректированными спецификациями и чертежами «внутреннего размещения» Путиловского завода, но с отдельными изменениями. Наибольшая скорость хода принималась «не менее 34 узлов», … нормальный запас топлива рассчитывался на 10 часов 30-узлового хода, а полный запас топлива – на 80-86 часов 21-узлового хода…».
На постройку эсминцев заводу было отведено всего два года, при этом предъявить корабли на приемные испытания следовало через 27 месяцев со дня утверждения чертежей и спецификаций. Для выполнения этих достаточно жестких условий руководство ОНЗиВ обратилось за помощью к британцам, подписав пятилетний контракт с фирмой «Торникрофт» на техническую помощь в проектировании и строительстве эсминцев. Кроме того, русский завод приобрел лицензию на право производства паровых турбин Парсонса у германского акционерского общества «Турбиния АГ», которое предоставило необходимые чертежи и разрешило работу русских чертежников в своих конторах и мастерских. Как видим, заводом была проведена значительная подготовка, которая в итоге и позволила выполнить полученный заказ.
В монографии В.П.Заблоцкого и В.А.Левицкого есть интересная фраза: «…Проект нового корабля, …, разрабатывался специалистами фирмы «Торникрофт» при участии русских инженеров», которая достаточно однозначно объясняет большое сходство российского проекта и британского эсминца «Акаста».
Усовершенствованный с учетом британского опыта проект нового русского эсминца включал наличие в конструкции корпуса второго дна, бортовой продольной переборки в районе машинных (МО) и котельных отделений (КО), а также мощных продольных связей и дополнительных водонепроницаемых переборок. Отметим, что даже исходный проект «Акасты» предполагал достаточно высокую прочность корпуса британского эсминца, которая была доказана в ходе Ютландского боя, когда эсминец «Спитфайр» (тип «Акаста») столкнулся с германским линкором «Нассау», нанеся ему серьезные повреждения в носовой части, и после этого смог самостоятельно дойти до базы. Дополнительные работы на русском проекте существенно повысили прочность корпуса нового корабля и его непотопляемость.
Кроме этого, снижение проектной скорости до 34 узлов позволило уменьшить мощность турбин, снять один котел и установить три трубы вместо четырех, в результате чего длина корабля уменьшилась на 2 м, а водоизмещение - на 170 т. Дополнительное третье 102-мм орудие установили в кормовой части на мостике, что позволило обеспечить бортовой залп из всех трех орудий, а на кормовых углах – артиллерийский огонь из двух орудий. В таком виде проект был окончательно одобрен в декабре 1911 года на заседании МТК и Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС), а 11 февраля 1912 года с ОНЗиВ был заключен контракт на постройку четырех миноносцев для Черного моря. Интересно, что эти эскадренные миноносцы были зачислены в списки судов ЧФ еще в октябре 1911 года с присвоением названий «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий» и «Пронзительный», но во всех документах они именовались эсминцами типа «Дерзкий». И это, несмотря на то, что первый корпус (заводской номер 99) был назван «Беспокойный», да и заложен этот корпус был первым среди всей четверки.
По контракту срок готовности новых эсминцев для официальных испытаний был установлен 7 февраля 1914 года, но, несмотря на тщательную подготовку завода и помощь иностранных специалистов, выдержать эти сроки не удалось.
Сразу после подписания контракта на заводе приступили к проектировочным работам и подготовке соответствующих чертежей и элементов конструкции. Непосредственно стапельные работы начались в августе 1912 года в крытом эллинге, где одновременно собирались корпуса всех четырех эсминцев: на стапеле № 3 заложили «Беспокойный» и «Гневный», на стапеле № 2 – «Дерзкий» и «Пронзительный». В то же время официальная закладка эсминцев была проведена практически через год, 18 октября 1913 года – для «Беспокойного» и «Гневного» (перед спуском их на воду), 2 марта 1914 года – для считавшегося головным «Дерзкого» и «Пронзительного».
На сроки постройки кораблей оказали свое влияние и внутриполитические события в стране (только из-за забастовок 1912 и 1913 годов было потеряно 87 рабочих суток), и технические трудности, а также продолжавшиеся дополнения и изменения в проект, которые приходилось вносить по требованию заказчика. Например, в мае 1913 года заводу было предложено разработать чертежи размещения дополнительных 20 человек команды, упразднив лазарет и приемную доктора, причем чуть позже лазарет восстановили. Затем ГУКиС потребовало разместить дополнительно две офицерские каюты и клозет, а чуть позже – провести дополнительную изоляцию бортов, внести изменения по водоотливной, осушительной, пожарной системам и затоплению погребов. А внесение ряда изменений просто откладывалось до окончательных результатов, которые должны были быть получены на испытаниях «Новика». Соответственно, все это, как правило, вело, во-первых, к увеличению перегрузки строившихся кораблей, а во-вторых, к изменению сроков их окончательной готовности.
В итоге, согласно официальным данным, первым на испытания вышел 10 июня 1914 года эсминец «Гневный», опередив на трое суток «первенца» «Беспокойного». Головной «Дерзкий» приступил к испытаниям на два месяца позже, 16 августа, а «Пронзительный» – только 29 сентября 1914 года. В то же время почти все четыре эсминца были официально приняты в состав флота в один день, 11 октября 1914 года (акт приема «Пронзительного» подписан 10 октября). Как видим, бывало и такое в русском флоте, когда корабль, позже всех заложенный и дольше всех находившийся на достройке, первым принимался в строй.
Но главная задача была решена – Черноморский флот, который уже почти два с половиной месяца участвовал в мировой войне, наконец-то получил современные быстроходные эскадренные миноносцы, равных которым не было на театре военных действий.
Источники: Афонин, Н. Миноноски российского флота/ Н.Н.Афонин, В.В.Яровой // Мидель-шпангоут, № 4 – 2002.- 52 с.Часть 2. /В.К.Лукин. – СПб: Остров, 2012.-288 с.; Афонин, Н. Эскадренные миноносцы типа
«Лейтенант Шестаков» / Н.Н.Афонин // Мидель-шпангоут, № 34 – 2013.- 102 с.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –
1995. – 32 с.; Граф, Г. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию /Г.К.Граф.- СПб: Гангут, 1997. – 488 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый» /В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий // Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Мельников, Р. Первые русские миноносцы
/Р.М.Мельников. – СПб: Корабли и сражения, 1997. – 192 с.; Мельников, Р. Эскадренные миноносцы типа «Доброволец» /Р.М.Мельников. – Москва:
Яуза-пресс, 2018. – 176 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик»
/Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л: Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/В.Ю.Усов // Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.-38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие
эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Материалов там пока мало, так как нет читателей, но будет спрос - будет и предложение. Ну а нет- значит нет.