Найти в Дзене
Первый темп

Волейбол на телевидении: замены как военная тайна

Оглавление

Конечно, на канале «Первый темп» должен быть обзор полуфинального раунда Кубка Ахвледиани, но я дождусь 2 ноября, так как именно в среду пройдёт жеребьёвка полуфиналов Финала четырёх. Там и обобщим.

Поэтому пока о том, поводы для чего копились давно. В силу моего географического расположения и текущих ограничений в перемещениях по России телевизионные трансляции (через Интернет) являются моим основным инструментом наблюдения за нашим женским волейболом. И впечатлений от этих трансляций накопилось много. Я постараюсь не брюзжать, а поделиться наблюдениями и, как обычно, приглашаю к обсуждениям в комментариях.

Татьяна Грачёва задаёт эталон комментаторства в женском волейболе. Фото - ВК "Ленинградка".
Татьяна Грачёва задаёт эталон комментаторства в женском волейболе. Фото - ВК "Ленинградка".

Сразу отвечу на вопрос, есть ли смысл писать, что что-то не нравится в надежде на улучшения. Я всё-таки надеюсь, что есть. Вот только ленивый не ругал сайт Всероссийской федерации волейбола, а в этом сезоне у них, например, очень оперативно появляется информация о составах команд Суперлиги. Зачастую она у ВФВ свежее, чем на официальных сайтах клубов. Мне по-прежнему не нравится её визуальное представление, но наконец сайт Федерации стал достоверным источником информации в этом вопросе. Глядя на этот пример, оставляю себе надежду, что и трансляции будут улучшаться.

Но начну всё-таки с благодарности. Федерации, телеканалу ТВСтарт и всем причастным (не знаю внутренней организации процесса и кому он во что обходится) за то, что трансляции матчей Суперлиги у нас есть. Мы можем смотреть ВСЕ матчи, В ПРЯМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ и В ЗАПИСИ да ещё и БЕСПЛАТНО. Это здорово безо всяких оговорок.

Ну, а характеристику предлагаемых трансляций разделю на несколько блоков.

1. ПОКАЗ ИГРЫ

К самой главной содержательной составляющей у меня меньше всего придирок. Снято объёмно, динамично, с отличными повторами и нарезками моментов. Да, никак не привыкнуть к картинке из Саратова, но там, я так понимаю, камеру по-другому не поставить. Единственное, с чем, на мой взгляд, перебарщивают – крупные планы. Они, конечно, зачастую отдохновение и наслаждение для глаз, особенно если сама игра не очень, но часто это идёт в ущерб фиксации происходящего в зале, например, в ближайших окрестностях площадки.

Иногда крупные планы бесценны (Полина Трухина). Фото - Иван Виноградов @foto_volley
Иногда крупные планы бесценны (Полина Трухина). Фото - Иван Виноградов @foto_volley

Не знаю, откуда идёт эта установка про крупные планы, но во всём хороша мера. Может быть, это телевизионное воспитание такое – подчёркивать отечественные достижения в спортивном телевидении. Для тех, кто не в курсе истории вопроса, отвлекусь и приведу повествование от первого лица:

- Кстати, это же Вы придумали на телевидении крупный план?

- Да. Олимпиада-80, нам нужно было делать картинку для всего мира, не ударить лицом в грязь. Обычно в таких случаях приглашали лучших профи со всего мира: есть хороший режиссёр, который занимается, допустим, только лёгкой атлетикой, и у Олимпийского комитета не болит голова. А мы не хотели тратить деньги. Переворошили все краевые, республиканские телерадиокомитеты, нашли людей, которые тяготеют к спорту - режиссёров же спортивных нигде не готовят. Четыре года натаскивали их на одну дисциплину. Тогда футбол показывали с высоты птичьего полёта. А я же сам из спорта - и всё время спорил с режиссером. Говорю: «Давай покажем крупный план». – «Мы потеряем комбинацию, красоту игры!» В этом противоборстве я ломал спортивных режиссёров. «Я же не говорю вам, что только крупный план должен быть! Забит гол - дайте крупно эмоции нападающего, горечь вратаря...» Эту концепцию утвердили к Олимпийским играм. И она пошла по миру.

Обратите внимание на фразу «я же не говорю вам, что только крупный план должен быть!» А интервью это – выдающегося советского борца-вольника Александра Иваницкого, который с 1973 года являлся главным редактором главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР.

2. КОММЕНТАТОРЫ

Признаюсь, большинство матчей смотрю с выключенным звуком. Да, иногда, чтобы не мешать жене и дочке, но чаще – потому что комментарии не несут ничего полезного, а иногда – потому что откровенно мешают. Ещё год назад, по-моему, я сетовал, что мне, с детства привыкшему к комментариям Владимира Маслаченко и Евгения Майорова, трудно слушать людей, неспособных даже внятно составы команд произнести. Компенсируется такое знанием комментатором игры и умением грамотно говорить. Мне, как и многим, нравится комментаторство Владимира Стецко, но в женский волейбол он погружен не дальше уровня сборной страны. На женских матчах рядом с ним надо сажать кого-то, подсказывающего матчасть.

Но ладно, не всё так плохо. Единственный комментарий, который мне не нравится категорически – это из Нижнего Тагила. Там вроде бы и человек в волейболе разбирается, но настолько невнимательно следит за матчем, теряется и путается, что раздражает и портит впечатление. Это тем более досадно, что и «Уралочка», как правило, в Тагиле хорошо играет, и болельщики там здорово команду поддерживают.

В остальном, терпимо, и я даже приведу свой топ комментаторов нашей Суперлиги:

1) Санкт-Петербург – толковый и спокойный комментарий прекрасной волейболистки Татьяны Грачёвой на редкость радует слух, она ведёт трансляции очень информативно, а её регулярная напарница, экс-либеро «Ленинградки» Мария Тисевич добавляет к этому приправ в виде «кухонных» подробностей питерского волейбола.

2) Челябинск – Елена Коваленко умудряется без ущерба для отслеживания хода матча сообщать кучу сопутствующей информации, она едва ли не единственная, кто стремится озвучить другие результаты идущего тура, ну, а своей эмоциональной вовлечённостью даёт зрителю «эффект присутствия».

3) Москва – легендарная Елена Михайловна Година со своим не менее известным напарником Леонидом Николаевичем Зайко, напротив, комментируют сдержанно, несколько отстранённо, но их глубокое знание игры подкупает к ним прислушаться; раздражает только порой проскакивающая пренебрежительная надменность к другим командам из серии «наконец, увидели нормальный матч, а то в других играх и смотреть не на что было».

4) Красноярск – Павел Катцын располагает к себе всем, от тембра голоса до доброжелательного отношения ко всем участникам волейбольного действа.

5) Саратов – Татьяна Совцова является опытной радиоведущей, ей не привыкать говорить за кадром, слушать приятно, а в этом сезоне, мне показалось, она подтянула матчасть, касающуюся соперников «Протона».

Кстати, у большинства комментаторов основная проблема часто в этом – про «своих» знают достаточно, а вот про приехавших соперниц в голове пробелы. Ей-богу, «Первый темп» хотя бы читали, что ли, нескромно скажу я – всё существенное знать будете. Начатая рубрика «Будем знакомы» всем в помощь.

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРАНСЛЯЦИЙ

А вот это самое слабое место. Бардак в титрах тянется не первый год. То фамилии с ошибками, то показывают одну волейболистку, а титр подставляют от другой. Да и скорость показа составов команд не оставляет шансов с ними ознакомиться. Они же ещё и на латинице – вроде как для иностранной аудитории. В этом сезоне ещё как-то стали «забивать» на послематчевые интервью: зачастую их не дождаться, трансляция обрывается. При том что интервью есть, и на сайте Федерации в обзоре тура их публикуют, «в литературной обработке».

Ну, и, наконец, главная моя боль, вынесенная в заголовок этой статьи. Уважаемые читатели канала наверняка обратили внимание на особенность статистических отчётов о матчах от «Первого темпа». Я подробно пишу про замены: кого кем при каком счёте, и когда обратно, если была обратная замена. Когда я пересматриваю игру в записи, вы бы знали, сколько времени уходит на поиск этих замен. Особенно сложно с выходом игрока на один розыгрыш (например, на одну подачу – элементарно пропустить) и с заменой центральных блокирующих (она просто либеро место уступила, или была обратная замена?).

А всё почему? Потому что замены у нас показывать не принято. Знаете, как не показывают выбегающих на футбольное поле фанатов, чтобы их не популяризировать? Переключают в это время картинку на другие камеры, крупные планы и пр. Вот у нас так от чего-то с заменами. Даже Москва с Питером на это «забили». Вроде Тула да Красноярск в этом вопросе ведут себя дисциплинированно. А остальные… То покажут меняющихся, но не подпишут титрами, то не покажут процесс замены, но покажут титры (и на том спасибо), а то вообще следишь за глазами подающих или блокирующих, смотрят ли они в сторону второго судьи, оцениваешь, реально ли было за эти секунды произвести замену, а потом пялишься в экран: опа! этой волейболистки в прошлом розыгрыше на площадке не было.

Сделайте уже что-нибудь с показом замен! Фото - ВК "Ленинградка".
Сделайте уже что-нибудь с показом замен! Фото - ВК "Ленинградка".

И эта ситуация с показом замен для меня остаётся пока главной загадкой наших волейбольных трансляций. Что за тайна в этом? Неужто режиссёры трансляций считают это «событие» несущественной мелочью игры? Очень надеюсь, что с заменами ситуация исправится, и к ним будут подходить более дисциплинированно.

Но главное, конечно, чтобы сами трансляции были. С остальным разберёмся. Я даже готов обилие крупных планов потерпеть. Тем более что российская женская волейбольная Суперлига – самая красивая лига мира. И попробуйте меня в этом переубедить.