В правление царя Алексея Михайловича в Архангельском соборе Московского Кремля началась смена сильно обветшавшей стенописи времен царя Ивана IV Грозного. В 1652 году мастера старые росписи сбили, а по составленным описаниям их композиций и месторасположения начали создавать новые. Однако и-за нехватки денег в казне работы пришлось остановить и продолжить лишь в 1660 году. Через шесть лет все было готово. На последнем этапе артель мастеров (92 человека – мастера Оружейной палаты, костромичи, ярославцы) возглавил знаменитый изограф Симон Ушаков. Мне попался документ как раз 1652 года, в котором содержится интереснейший пласт старинной русской профессиональной лексики.
Лета 7160 году по Государеву Цареву и В. К. Алексия Михайловича всеа Русии указу и по приказу боярина и оружейничева Григорья Гавриловича Пушкина. Роспись сметная золоту и краскам в соборную церковь Архангела Михаила.
Золота красного 20000. Голубцу 31 пуд. Бакану виницейскаго 6 фунтов. Вохры цареградские 5 пуд. Вохры немецкие 12 пуд. Киноварю 12 пуд. Празелени немецкие 9 пуд. Вместо празелени грецкие бегрину 6 пуд. Черлени псковской 10 пуд, Багру 2 пуда. Вохры слизухи 8 пуд. Черлени слизухи 8 пудъ. Черлени немецкие 12 пуд. Сурику полтора пуда. Яри полпуда. Белил кашинских 2 пуда. Копченой сажи 8 воровиков большихъ. 20 губок грецких больших. Пшеницы 15 четвертей доброй без куколю. Котел в 8 ведр. Клепиков 50. Яиц куречьих свежих 4000. 25 кадей. Клею рыбья 10 пуд. Ушатиков 5. Ставцов 500. Ложек 300. Ковшей 1000. Горшков больших и малых 300. Корчах 20. 4 пуда щетины. Веретен 400. Крыл лебяжьих н гусиных полторы тысячи. Вервей и нитей крепких полтора пуда. Плошек 60. 20 лубов. 5 ведр олифы. 1 Кожа дупленая. Холстов 150 аршин. Гвоздей сводных 50000. Стенных тоже. Левкасу стенного сколко пойдет. Левкащников 8 человек. Каменщиков 4 человек. Ярыжных 8 человек. Терщиковъ красочных 1 5 ч. Каменей больших 15. Восковых свеч 50 пуд. Четверть хвостов бельих. Белой нефти 5 Фунтов. Скипидару 5 фунтов. Бумаги хлопчатой полпуда. 4 сита. 4 решета. 5 стоп бумаги пищие. Левкасу стенного колко пойдет. А сю роспись писал Исидор Иосифов месяца Марта в 27 день.
Что же, начнем расшифровывать названия всего того, что было использовано для создания великолепной стенописи.
Голубец. Так называли светло-синие или ярко-голубые минеральные или органические краски. На Руси для изготовления голубца широко применялись лазурит, ляпис-лазурь, азурит.
Бакан виницейский. Бакан – краска багряного цвета, добывавшаяся из красильного сырья растительного или животного происхождения (морены, кошенили и так далее). До XIXстолетия использовалось около пятидесяти источников. Импортный виницейский/венецианский бакан считался лучшим и был дорог. Поэтому «чтобы убыли было меньше», краску часто «сначала с водою терли» и «яйца мало задавали».
Вохра цареградская, вохра немецкая, вохра слизуха. Цареградская, она же грецкая/греческая, она же виницейская/венецианская охра – одна из самых дорогих красок, обладающая исключительной прозрачностью и изысканным золотистым оттенком желтого цвета. Немецкую охру – тонко измельченную, светлых оттенков чистого желтого цвета – привозили из Голландии и Италии. Слизухой/слизихой называли тягучую (иногда клейкую и скользкую) массу. А дешевая русская охра слизуха содержала много извести.
Празелень немецкая, празелень грецкая. Празелень – краска иссиня-зеленого/ зеленого цвета с синеватым оттенком, которого добивались, применяя разнообразнейшие рецепты. Химик-технолог, искусствовед, автор «Очерков по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси» Василий Александрович Щавинский (1868-1924) считал, что празеленью могла быть и краска из группы натуральных земель (отсюда прилагательные «немецкая» и «грецкая»), получающая цвет от минерала глауконита. Во всяком случае, в источниках есть упоминание о «празелени брусками цветом синеватой».
Бегрин/берггрин. Название получаемой из малахита минеральной краски насыщенного зеленого цвета произошло от немецкого berggrün – горная зелень.
Черлень псковская, немецкая, слизуха. Вот здесь интересная история. Червленый/черленый цвет давал органический пигмент, который получали из насекомого червец/кошениль. Постепенно обозначение этого богатого красного цвета перешло на минеральную краску (окись железа с примесью глинозема и песка). Импортная черлень именовалась немецкой, а псковская считалась лучшей из отечественных. Черлень же слизуха – размоченная, «слизистая» из-за большого содержания глинозема. Кстати, постепенно русский словарь цветов и оттенков скудел (о его богатстве можно прочитать в моей статье «Кафтаны луковые, кропивные, осиновые») и к началу XVIII столетия «червленый» сменился на «красный».
Багр/багор – составная краска багрового оттенка.
Ярь. Зеленая краска, которую получали при воздействии на медь органическими кислотами, например, виноградным уксусом. На Руси в XVII столетии вместо уксуса брали кислое молоко.
Белила кашинские. Свинцовые белила из города Кашина Тверской губернии. Когда в 1780 году утверждали гербы городов, то на кашинском изобразили «три ступки белил, каковыми заводами сей город весьма славится».
Воровик/варовик – род сосуда для горячих жидкостей, варки, кипятка.
Губка грецкая – морская губка, которую привозили из Греции.
Клепик. У этого слова несколько значений, в данном контексте думаю, что это нож.
Пшеница без куколю, то есть чистая, не засоренная травой куколем, думаю, нужна была для изготовлении клейковины или пшеничного клея. В настенной живописи такой клей использовали как связующее вещество в составе красок-голубцов.
Рыбий клей отечественный добывали из плавательного пузыря осетровых рыб.
Думаю, что камени большие – камни, на которых растирались краски.
Лубы – коробы из луба.
Корчага – большой глиняный сосуд.
Ставец – цилиндрическая чаша с крышкой или же деревянная/глиняная миска.
Левкащики – те, кто наносили левкас (грунт для настенной живоописи).
Ярыжные люди – наемные чернорабочие.