Найти тему
музыкальный Хантер

Moby – Play (1999). Один из лучших альбомов девяностых.

После трёх малоуспешных электро–альбомов и провала панк–метала на альбоме "Animal Rights", музыкант Моби, – он же Ричард Мелвилл Холл, – к 1997-му думал завязать с музыкой; уйти в философию или архитектуру.

Образец вокально–инструментального семплирования с клавишными и отрывками со старой пластинки. Так и просится в рекламный ролик.

Редкие положительные отклики на "Animal Rights" простимулировали записать последний по плану альбом – лебединую песню перед завершением карьеры. Это было разумно: из-за смены стиля от Моби отвернулась большая часть европейской аудитории, у которой он получил известность. И отныне его категорически отказывались воспринимать.

Продолжение предыдущей темы в том же исполнении.

Воспользовавшись своей домашней студией на Манхэттене, Нью-Йорк, Моби потратил год на запись с перерывами на оставшиеся концерты. Записано много песен, часть из которых была в стиле техно и панка, но от них решили отказаться в пользу стандартного звучания.

Успеха альбома не предвещало ничего; да и в творческом плане хотелось давно уйти на покой. Это подтверждалось нежеланием лейблов выпускать запись (а ведущий лейбл, релизивший первые записи Ричарда, вовсе исключил его из своих списков). Лишь пара из них в Британии и Америке до последнего продвигали альбом, пока он не начал занимать первые места в чартах.

Низкие продажи в первый месяц после выхода, отказ радиостанций брать в ротацию Play... Никто не признавал музыканта, обзывая техно–ботаником и намеренно забывая всё связанное с ним. А первые концерты–презентации собирали в подвалах музыкальных магазинов от 10 до максимум 40 человек.

Упор на брейкбит, и привет Fatboy Slim с The Prodigy. Пара скретчей, колючая гитара и упругий бас прилагаются.

Вопреки суровой реальности неудачам, в дальнейшем Моби и его менеджеры пошли в обход радиостанций: они постепенно лицензировали все 18 песен Play для использования в кино, рекламе и шоу (в мировой музыке впервые). Получали больше отказов, чем согласий; шли на риски и убытки... И всё же именно данная мера буквально заставила аудиторию услышать новую музыку.

Так, музыкант стал пионером лицензирования, и данная мера способствовала ещё большей популярности релиза.

"Пей Бонаква, пей". Переделанный госпел под стандартный инструментал Моби сделал песню узнаваемой с первых секунд. Мультяшный клип добавляет прекрасности.

Лонгплей Play произвёл фурор, став коммерчески одним из самых продаваемых электро–альбомов, получив признание критиков и место в истории.

Он балансирует на грани электроники, техно, даунтемпо, альтернативы, эмбиента, а также популярных тогда брейкбита, бигбита, скретчинга и хип–хопа. Сочетаются госпел и соул. В этом особенность, эклектичность и универсальность пластинки.

Ещё один госпел, который получился трогательным даже по мнению самокритичного музыканта.

Основу первой половины релиза составляют семплы архивных записей блюз–певцов ХХ века, отрывки из церковных проповедей и раритетных произведений музыки. На них наложен студийный инструментал: акустика, клавишные, биты и электронные ударные.

С первых секунд альбом атакует слушателя любого возраста синглами–рингтонами, которые вирусятся до сих пор, вызывая ностальгию, ремув в нулевые, флешбеки и ощущение красоты в музыке и мелодиях.

Но это в начале записи, куда намеренно определили самые хитовые песни для пробующего слушателя.

Одна из лучших. Семплированные задом–наперёд струнные, электронные ударные, госпел–вставка и клавишный нойз. Неповторимая мелодия, ну и клип, само собой. Изначально Моби не любил эту песню, и не хотел включать в треклист альбома. Но в последний момент менеджеры его убедили в обратном.

Параллельно Моби создавал ряд инструментальных мелодий, мало основанных на семплах. За счёт своей камерности и минималистичности они растворяются в опиумной дымке, завершая часовой хронометраж сюиты.

А у музыканта последние пять песен – одни из любимых как раз. Звучат они сыро, потому и закинуты в конец. Мало верилось, что кто-то дослушает альбом до конца. Дослушали, получается.

Самая попсовая песня альбома, ставшая в своё время хитом на альтернативных рок–радиостанциях. Парадоксальности добавляет Гвен Стефани на фите, которая из этого рока в начале нулевых плавно переходила в поп.

Запись получилась очень личной: смерть матери, неудача в отношениях и творчестве, а также как следствие не самый лучший образ жизни в течение года.

Результат этих скитаний не устаревает до сих пор, вместе со сборником Би-Сайдов, который можно найти на любых музыкальных ресурсах. Кстати, трек из "Угнать за 60 секунд" оттуда.

Снова семпл в виде зацикленной сбивке вокала из старой записи поверх квинта на гитаре и мощи волны электроники. Хороший постскриптум сингловой истории альбома.

А человек с узнаваемыми очками и лысиной вошёл в новом веке в мейнстрим, став одним из известных мировых музыкантов. Никто, включая него, на это не рассчитывал. Карьеру он, конечно, не закончит, но и успех Play не переплюнет. Оно же к лучшему.

-2

ВКонтакте | Яндекс Музыка | Spotify | Youtube | Apple Music

Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф

23/10/22