Александр Сычев Atlas Elektronik, дочерняя компания немецкой корпорации ThyssenKrupp Marine Systems, представила противоторпеду SeaSpider («Морской паук»). Она предназначена для перехвата атакующих торпед противника. Современное торпедное вооружение надводных кораблей и подводных лодок становится все более совершенным и умным. Тяжелые торпеды различаются не только по размерам, но также по типу силовых установок, конфигурации датчиков, а также по способам наведения. В последние годы торпеды поставили новые рекорды по дальности стрельбы и скорости передвижения в воде. Цифровые гидролокаторы самонаведения обеспечивают высокую способность обнаруживать и локализовать цели, устойчивы к помехам. То ли дело были времена, когда от встречи с торпедой удавалось уклониться с помощью маневра. Главное было вовремя заметить торпеду. Сегодня маневр уже не спасает. Торпеды научили буквально гоняться за жертвой. Даже если при первом заходе на цель в нее не удалось попасть, торпеда развернется и предпримет новую попытку. Против такой настойчивости и целеустремленности трудно выстоять. Даже постановка помех уже не гарантирует безопасности. «Ложные цели становятся все более неэффективными против торпед, способных развернуться и снова атаковать корабль, — говорит Йоханнес Петерс, военно-морской аналитик из Кильского университета (Германия). – Торпеды больше не являются простым оружием с ударным взрывателем. Многие взрываются под кораблем, подбрасывают их и таким образом разламывают корпус». Поэтому в начале века в компании Atlas Elektronik задумались над созданием перехватчика торпед, если уж их становится все труднее обмануть и тем более убежать от них. Так появилась противоторпеда Sea Spider, первые испытания которой провели в Балтийском море в 2019 году. Противниками выставили две торпеды, использующие в своей работе разные принципы наведения. «Паук» перехватил их. В том же году канадское отделение Atlas Elektronik договорилась с местной Magellan Aerospace Corporation о сотрудничестве. Канадцы занялись проектированием и разработкой нового подводного ракетного двигателя, а также боеголовки торпеды. Но работы по совместной программе стоимостью 19 млн канадских долларов начались лишь в январе нынешнего года, а завершиться должны в следующем. Нынешний вариант Sea Spider представляет собой аппарат стандартной сигаровидной формы длиной около двух метров и диаметром 21 сантиметр. Корпус разделен на четыре отсека: задний (сведения о нем строго засекречены), где расположено сопло и рули; твердотопливный реактивный двигатель, блок боеголовки и отсек наведения. Здесь разместилась система самонаведения, построенная на основе гидролокатора, инерциальный измерительный блок и высокопроизводительный компьютер. Сверхдавление, создаваемое в камере сгорания, преобразуется в заднем отсеке в тягу, благодаря выходу газов через сопло. Скорость движения антиторпеды засекречена. Цифровой сонар работает в пассивном и активном режимах, прослушивая и прощупывая морские глубины. Компьютер анализирует получаемые сигналы, отсеивает помехи, создаваемые волнами и кораблями, рассчитывает положение атакующей торпеды, вычисляя точку перехвата. Работу антиторпеды немецкие конструкторы постарались построить так, по их словам, чтобы она не зависела от способов наведения атакующих торпед и используемых на них двигательных установок. Частоты обнаружения не раскрываются. В рекламных материалах компании лишь сказано, что «частоты, в которой работает активная головка самонаведения, были выбрана таким образом, чтобы оптимально обнаруживать торпеды с наведением по волновому следу корабля и отсеивать помехи, исходящие от других объектов». В общем, в компании стараются убедить, что «Морской паук» практически всеяден. Антиторпеда размещается в контейнере, который служит и для транспортировки, и для ее запуска, что позволяет быть в постоянной боеготовности. В настоящее время в компании разрабатывают пусковую паллету, содержащую несколько контейнеров с торпедами. Это существенно повысит обороноспособность кораблей. Система работает следующим образом. Сонар корабля прослушивает морские глубины. Все звуки и параметры колебаний воды передаются на бортовую станцию, где они анализируются, и при появлении сигналов, характерных для торпед, соответствующие данные направляются в компьютер противоторпеды. От фиксации сигналов до запуска Sea Spider проходят секунды. Дальше уже компьютер «Морского паука» уточняет меняющееся положение торпеды и идет на перехват. Надводный вариант Sea Spider предлагается устанавливать на борту фрегатов, а также корветов и морских патрульных судов. Начать производство версии для установки на надводных кораблях планируется в 2025 году, а через несколько лет появится вариант для подводных лодок.
«Морской паук»: в Германии создан охотник на торпеды
3 минуты
105 прочтений
11 ноября 2022