Найти тему

«Жизнь есть рай, и все мы в раю….» и «Всякий из нас пред всеми во всем виноват…». Старец Зосима о жизни и страданиях в романе Достоевского

Оглавление

«Жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать завтра же и стал бы на всем свете рай, - произнёс 17-летний Маркел, до того не веривший в Бога, - Так он вставал со сна, каждый день всё больше и больше умиляясь и радуясь, и весь трепеща любовью», - рассказывал старец Зосима о своём брате в «Братьях Карамазовых». Сегодня день рождения великого писателя Ф. Достоевского, написавшего этот роман.

Зосиме тогда было всего 9 лет. Его потрясло неожиданное преображение брата: «Всякий из нас пред всеми во всем виноват…», - говорил Маркел, - Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?» - спрашивал умирающий.

Он не испытывал бесполезного чувства вины. Он не хотел купить себе счастье страданиями. Смертельная болезнь сняла с Маркела ненужные маски, надетые им, сделав способным открыться жизни. Потом его слова не раз повторит старец другим людям:

«Жизнь есть рай, и все мы в раю….» и «Всякий из нас пред всеми во всем виноват…».

-2
"Матушка, не плачь, голубушка, говорит, бывало, много еще жить мне, много веселиться с вами, а жизнь-то, жизнь-то веселая, радостная!" ─ "Ах милый, ну какое тебе веселье, когда ночь горишь в жару да кашляешь, так что грудь тебе чуть не разорвет". ─ "Мама, ─ отвечает ей, ─ не плачь, жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать завтра же и стал бы на всем свете рай". И дивились все словам его, так он это странно и так решительно говорил; умилялись и плакали.
"Мама, радость моя, говорит, нельзя чтобы не было господ и слуг, но пусть же и я буду слугой моих слуг, таким же, каким и они мне. Да еще скажу тебе, матушка, что всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех". Матушка так даже тут усмехнулась, плачет и усмехается: "Ну и чем это ты, говорит, пред всеми больше всех виноват? Там убийцы, разбойники, а ты чего такого успел нагрешить, что себя больше всех обвиняешь?"
"Матушка, кровинушка ты моя, говорит (стал он такие любезные слова тогда говорить, неожиданные), кровинушка ты моя милая, радостная, знай, что воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда? Так он вставал со сна, каждый день всё больше и больше умиляясь и радуясь, и весь трепеща любовью".

Сложно понять смысл страдания и горя. Достоевский считал, что грешники мучаются из-за отсутствия любви. Если интересуетесь, посмотрите в романе рассказ старца о борьбе Иакова с ангелом и беседу о Книге Иова. Пару строк оттуда:

«Старое горе великою тайной жизни человеческой переходит постепенно в тихую умиленную радость», - писал Достовский. Преподобный Исаак Сирин объяснял эту духовную метаморфозу так: «Когда достигнет оного ведения истины, вследствие движения в нем уразумения тайн Божиих, тогда любовию поглощается и оный телесный человек».

А кто ваш любимый писатель?