Найти тему
Живопись

Художник Ян Стен: сложное дело о простой картине

На этой картине всё совершенно очевидно. Но с этой картиной не всё так просто.

С одной стороны, никто не запрещает нам с Вами принять её архетипичные образы, «лобовые» метафоры и «выпуклый» символизм за чистую монету. Посмеяться (либо посокрушаться) над моральным обликом персонажей, полюбоваться приятной палитрой, оценить динамику композиции. И перейти к следующему экспонату.

Ян Стен, «Беспутное семейство», 1663-1664, холст, масло, 108×90 см, Метрополитен-музей
Ян Стен, «Беспутное семейство», 1663-1664, холст, масло, 108×90 см, Метрополитен-музей

С другой — ничто не мешает задержаться у этой картины чуть дольше. И, осмыслив первые впечатления от знакомства с нею, задаться логичным вопросом: зачем Яну Стену, этому выдающемуся жанристу, тонкому психологу и блестящему сатирику от мира голландской живописи XVII века, потребовалось «ронять» уровень своего дискурса? Для чего давно состоявшемуся мастеру исторической зарисовки и острой сатиры снисходить до пересказа общеизвестной концепции семи грехов человечества?

Вот они, извольте видеть. Расположились на полотне строго по одному и в ряд. Максимально наглядно и доступно. Плотоядная ухмылка на лице хозяина дома, сплетающего пальцы с перстами служанки. Заметьте, доктор: вне поля зрения тянущейся к хмельному напитку супруги, попирающей ногою святое писание. За вожделением и праздностью следует лень в образе пожилой дамы, не реагирующей на проказы расшалившихся внуков. Демонического вида кот, подобравшийся к хозяйскому добру с намерением стащить кусок мяса, неосмотрительно оставленную прямо на полу; порванные струны музыкального инструмента; не дождавшийся подаяния нищий, заглядывающий в окно обеденной залы; разбитые часы — всё это символы бессмысленно прожигаемой жизни. Повсюду царят разор и небрежение. И — как их логичное следствие — художник изображает обещание расплаты за грехи, придавая ему вид корзины, расположенной над головами персонажей и готовой в любой момент рухнуть со всем своим содержимым вниз. А в той корзине — вроде как метафорический, но вместе с тем вполне реальный дамоклов меч. Вкупе с не менее «дамокловыми» клюкой, кружкой и валетом пик. Явные пророчества боли, нищеты и злого рока...

-3

И вроде бы всё в этой мизансцене предельно просто и запредельно логично. Мастер наглядно иллюстрирует людские пороки и призывает зрителей задуматься о том, куда ведёт греховный путь. Но вот скажите на милость, почему господину Стену взбрело на ум изобразить в качестве отъявленных грешников членов собственной семьи? Да-да, Вы верно догадались: образ мужчины с трубкой в руке и недоброй улыбкой на лице- автопортрет Яна Стена. Справа — его супруга, слева — мать и дети. Вот только при чём здесь они все? Добро́ бы в семье художника происходили неурядицы из числа приведённых на данном полотне. Но ведь нет! Сюжет картины — чистой воды вымысел. Символический конструкт, замешанный на библейских отсылках и сдобренный фирменным юмором мастера...

Доподлинно известно: перед нами — не деконструкция, не эксперимент с жанром или стилем, не заказ богатого клиента и даже не шутка. Но что же тогда? Почему «Беспутное семейство» так сильно выпадает из концептуального ряда иных работ Стена того же творческого периода? Да, это полотно — всё ещё модная и типичная голландская «картина-головоломка» середины XVII века, где у каждого предмета, жеста, цвета — свой смысл, пафос и взаимосвязь с прочими объектами и явлениями. Но до чего же лёгок и примитивен этот ребус! До чего же он «не в духе» меткой язвительности маэстро Стена!..

Ян Стен, «Концерт»,1666, холст, масло, 86,6 × 101 см, Институт искусств
Ян Стен, «Концерт»,1666, холст, масло, 86,6 × 101 см, Институт искусств

У меня имеется ровно одна версия. По здравому размышлению, у неё нет особых альтернатив. Художник очень хотел, но попросту не мог изобразить в неблаговидном свете какую-то крайне влиятельную особу. Того, кто (как и сам художник) был многодетным отцом, но в отличии от него допустил приведение своего дома и морального облика домочадцев в состояние крайне жалкое и плачевное. Да, этот некто всё ещё беззаботен и богат, но надолго ли?..

Ян Стен, «Адольф и Катарина Крезер, известные как бургомистр Делфта и его дочь», 1655, холст, масло, 106×96 см, Рейксмюсеум
Ян Стен, «Адольф и Катарина Крезер, известные как бургомистр Делфта и его дочь», 1655, холст, масло, 106×96 см, Рейксмюсеум

Напомню: картина была написана в 1664 году. Полтора десятка лет назад Голландия окончательно избавилась от испанского владычества. Равно как и Португалия. По всей Испании прокатились бунты и восстания, её знатно потрепали французы небезызвестного кардинала Ришелье, ей сильно досталось от итальянцев. Фактически Испания превратилась в конфедерацию враждующих феодалов, но правивший ею Филипп IV, неверный супруг (той самой Изабеллы де Бурбон, о которой Вы наверняка много слышали), неудачливый стратег и не самый последовательный политик, изо всех сил продолжал демонстрировать Европе, что дела королевства — в полном порядке. Но молва об истинном положении дел гуляла по континенту, вызывая множество пересудов и толкований.

Так над кем же, не выражаясь прямо и прибегая к символам и аллегориям, хотел и мог недобро пошутить голландский художник? На кого намекал, в какое русло направлял мысли современников, умевших сложить два и два? Для отступления от сложившегося фирменного стиля мастеру Стену нужен был серьёзнейший повод. Полагаю, для августейшей особы совсем не дружественной державы, таковое исключение мог сделать запросто. И вложить в него весь свой ум и талант, создав одно из самых интересных и запоминающихся полотен в своей карьере.

Ну а теперь, мой дорогой Ватсон, я готов услышать Вашу версию.

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!