Найти в Дзене

Монгольские хроники

Оглавление

Монголия. Сентябрь 2022

Желание прокатиться на авто по Монголии родилось у меня давно, но претворить его в жизнь получилось только в сентябре 2022 года. Изучив множество отчетов по Монголии, я остановился на кольцевом маршруте по Котловине Больших Озер.

-2

Котловина Больших Озёр – это уникальная бессточная тектоническая впадина, где реки не имеют выхода к мировому океану. Вся накопленная вода остается здесь в многочисленных озерах. А значит много птицы и рыбы !

Срочно нужно в рыболовный магазин ! Пополняем запас блесен: на османа... на хариуса... а эта просто красивая... а вдруг и таймень попадется по пути...

Можно было просто купить огромную семгу, да не одну...

Но мы же едем в Монголию !!! Там мы сможем обеспечить себя рыбой !

Поэтому в напоминалке: Не забыть панировочные сухари для османа и муку для хариуса !

Будьте готовы, что навигаторы не всегда смогут проложить вам нужный маршрут, так как дороги здесь - понятие условное. Лучше еще дома подготовить трек и руководствоваться им для определения нужного направления, интуитивно выбирая одну из многочисленных степных дорог.

Итак. Вещи собраны! Карты загружены! Спиннинги проверены!

Выезжаем из Барнаула уже после обеда, чтобы неспешно ехать по Чуйскому тракту и в Кош-Агаче дождаться второй экипаж с более серьезной экспедиционной программой. Но первые 5 дней мы планируем провести вместе с друзьями! И это радует!

Меандры Чуи
Меандры Чуи

День 1:

Барнаул-Акташ (600 км.)

Чуйский тракт еще не окрасился в осенние краски, поэтому практически не останавливаясь доехали до Акташа.

-4

День 2:

Акташ-Кош-Агач (110 км.)

У нас был свободный день, чтобы дождаться второй экипаж. И провели его на отличной смотровой с видом на Чуйский тракт, Северо-Чуйский хребет и меандры Чуи. Погода была чудесной. +30 ! Можно и позагорать! Вечером в Коше встретили ребят и в уютной юрте обсудили совместную часть поездки.

Ложимся спать. Завтра граница !

-5

День 3:

Кош-Агач - Ташанта - оз. Ачит-нуур - р. Ховд. (320 км.)

Как нам сказал Аяган (хозяин базы в Коше), на границе уже очередей нет. Можно и поспать... В 8:00 мы на границе. Перед нами 21 машина. Зато поспали... Понимаем, что до обеда монголов не пройдем. А потом у них обед. Не много таможенных постов в мире, где все сотрудники уходят на обеденный перерыв. Но хоть на тихий час не укладываются. А как же мы ? Мы тоже уже хотим есть. Оказывается, монгольский приграничный сервис шагнул уже далеко вперед: по ту сторону границы есть несколько казахских юрт-кафе, и в тот момент, когда монгольские таможенники и пограничники приходят на обед туда, шустрые повара бегут к забору у границы и продают всем желающим превосходные буузы (манты по нашему)! Вот так ! Ты еще стоишь по ту сторону, но уже дегустируешь монгольскую кухню. Боюсь предположить, какое бы наказание за это ждало всех участников в какой-нибудь Северной Корее…

Ждем. И дегустируем. Вкусно. И томительное ожидание встречи с Монголией проходит быстрее.

-6

Все процедуры на нашей и монгольской стороне заняли 5,5 часов.

Сразу на той стороне прямо в домике погранслужбы перед шлагбаумом, открывающим нам доступ к просторам этой страны, нам навялили страховку авто. Ничего личного, просто бизнес…

А чуть дальше шлагбаума хитроватый казахский монгол Батырбек поменял нам немного наших рублей на монгольские тугрики (оказалось дешевле, чем в Улгие, хотя он клялся, что у него самый лучший курс). Купили местные симки, а еще оплатили какой-то транспортный налог…

-7

И наконец-то катим на озеро Ачит-нуур в ожидании красивого заката. Пыль монгольских дорог постепенно начинает оседать внутри салона, багаже, одежде, лицах...

-8

Озеро очень красивое, но в дымке. Фотографии не смогут передать истинной красоты, поэтому решаем проехать чуть дальше и остановиться на ночлег на реке Ховд в палатках. Ведь где-то там впереди знаменитый огромный монгольский хариус ! Едем !

озеро Ачит-нуур
озеро Ачит-нуур
-10

Приехали к реке Ховд и только-только успели разбить лагерь, как солнце упало за горизонт. Первый ужин в Монголии. Костёр. Река. Звёзды. Отличная компания. Довольные ложимся спать…

Хариус подождет, думали мы. А зря…

-11

День 4:

р. Ховд - оз. Ачит-нуур – Улгий (120 км.)

Раннее утро. Я со спиннингом ухожу на реку. Буквально сразу ловится отличный хариус, затем два схода. Дело пошло! Но оказывается, что уже и закончилось...

-12

Все проснулись. Завтрак. Очень вкусно. Но мало. Хочется ещё. Надо бы остаться и вдоволь порыбачить. Но оказалось, что нам нужно еще найти новую резину для второго авто… Сборы лагеря.

«Хариус подождет…» - с небольшим разочарованием опять подумали мы. «Я подожду !» - с большим облегчением подумал хариус. И он нас ждал все наши последующие дни в Монголии. Или мы его. На реку мы так больше и не попали, а в озерах потом ловили только османа. Вернее одного. На всех. За все время... Наверное, погода, или духи, или наши снасти, или ещё какие-то причины оставили нас без рыбы, лишь показав, что рыба здесь есть... Но не для нас. Или не в этот раз.

Едем в самый западный и самый удаленный от столицы Улан-Батора город Улгий.

-13

Находим нужные колеса. Особая благодарность Нурболу (@Nurbol Khajikhan) за помощь ! Но шиномонтажки не работают - отключили свет. Размещаемся в отеле, гуляем по городу, впитываем местный колорит и запахи.

-14
-15

Вечером наконец-то появился свет. Едем на шиномонтаж. Про балансировку в Улгие можете не спрашивать. Ее там не делают. А зачем ? Асфальта не много, а на просёлке и так сойдет. Оказывается, если нужна балансировка, монголы едут в Кош-Агач. Ну а что ? Это же рядом... Кстати в Улгие мы нашли Самого Главного Специалиста по ремонту авто, который вместо необходимой балансировки колес, с помощью глаза, нитки, рулетки и каких-то магических ритуалов сделал развал-схождение второму авто с напутствием, что теперь наш второй экипаж может смело пускаться в любые авантюры. И он пустился… Но не сразу… Но это уже совсем другая история… И думаю, что расскажут они ее сами.

Вечер в отеле. Номер с горячим душем и туалетом! Но не у всех. Этот люкс остался один. Для остальных - удобства на этаже. Но мы же готовились жить в палатках, так что и это - отлично !!!

-16

День 5:

Улгий - оз. Толбо-нуур - Ховд - оз. Дурген-нуур (470 км.)

Сегодня мы должны доехать до очень красивого озера Дурген-нуур, один из берегов которого является началом песчаного массива Монгол Элс, протянувшегося почти на 300 километров. Песчаные барханы. Дюны. И слабосоленое озеро !

Мы должны это увидеть!

Едем. Заезжаем на озеро Толбо-нуур. Ветер. Рыба не клюет.

озеро Толбо-Нуур
озеро Толбо-Нуур

Фотографируем и едем в город Ховд. Пока хороший асфальт тихо шуршит под колесами. Обедаем в Ховде и решаем, какой же путь выбрать до озера Дурген-нуур. Дело в том, что асфальт скоро закончится, и нужно будет выбрать какую-то грунтовую дорогу. У меня есть два трека, по которым можно относительно комфортно добраться до этого озера.

-18

Но Леша говорит, что эти дороги скучные, и он в прошлой поездке видел один указатель, по которому мы точно быстрее, красивее, веселее, интереснее доберемся до озера. Ну-ну... Все проблемы начинаются, как правило, когда кто-то скажет, что он слышал про короткий путь…

-19

На озеро приехали в полной темноте, не успев ни снять закат, ни нормально порыбачить. Пробились на красивую и закрытую полянку по песчаной дорожке, где, как говорит Леша, "садится" каждый второй джип. Наспех поставили лагерь при свете фар, быстро поужинали и легли спать.

озеро Дурген-Нуур
озеро Дурген-Нуур

Где-то здесь есть озеро ? Нет, не видели...

День 6:

оз. Дурген-нуур - оз. Хяргас-нуур

С первыми лучами нам открывается необыкновенное сочетание красивого озера и песчаных дюн, протянувшихся до горизонта.

озеро Дурген-Нуур
озеро Дурген-Нуур

Отсюда начинается пустыня. Солнце красиво оттеняет барханы, и мы понимаем, что приехали сюда не зря !

Пески Монгол Элс
Пески Монгол Элс

Фотосессия. Прекрасное настроение. Да ! Так долго ехали сюда точно не зря.

-23

Завтрак. Сбор лагеря и снова в дорогу.

-24

Нас ждет озеро Хяргас-нуур, где осман сам караулит у берега.

Впереди 380 км. в основном хорошей ровной дороги. Ну это если ехать по треку. Есть предложения проехать вдоль озера по краю пустыни. Там дороги нет, но мы же можем хотя бы попробовать… Нас опять спасли проезжающие мимо монголы-кочевники. Немного другая конфигурация рук над головой в виде перекрестия, затем сложенные на груди, а потом уже знакомые взмахи рук-крыльев, указывающие направление назад и вокруг озера, говорили нам о том, что скорее всего в пустыне асфальта не будет… и нужно ехать все-таки по треку вокруг озера…

В игре «Крокодил» они бы были лучшими ! Наглядно. Информативно. Понятно.

Дарю прекрасным рассказчикам по банке монгольского пива…

-25

Хорошая живописная дорога вокруг озера с обилием дичи быстро выводит нас к озеру Хяргас-нуур.

-26

-27

-28

Останавливаемся на песчаной косе и разбиваем лагерь.

Говорят, что осман здесь ловится хоть на что и хоть когда. Наверное, у нас не было с собой "хоть на что", или "хоть когда" ещё не наступило.

Был пойман всего один небольшой османчик.

Рыбалка на озере Хяргас-Нуур
Рыбалка на озере Хяргас-Нуур

Я думаю, он пожертвовал собой, чтобы показать, что рыба здесь действительно есть! Да и огромные скелеты на берегу говорили нам об этом. Но все дальнейшие попытки добыть трофейные экземпляры оказались безуспешными. Бредем в лагерь готовить единственную добычу. Но у нас с собой есть тушенка ! Так что голодными не останемся ! Кроме того сегодня заключительный совместный вечер со вторым экипажем. Завтра они отправляются на озеро Хубсугул с намерением полностью объехать его по кругу, хотя "дорога" есть только с одной стороны. Да и ее еще нужно проехать... Энтузиазм в глазах виден только у Леши. Остальные участники мягко сказать задумчивы...

озеро Хяргас-Нуур
озеро Хяргас-Нуур

Глинтвейн, вкусный ужин, разговоры... Завтра уже разъезжаемся в разные стороны. И если у ребят всё самое сложное впереди, то нам на расслабоне предстоит потихоньку вернуться назад...

Ну-ну.

Оказывается всё самое сложное в нашей поездке ждало момента, когда мы останемся одни.

День 7:

оз. Хяргас-нуур – Улангом (280 км.)

Утро хмуро встретило нас надвигающейся тучей. Даже не тучей, а все небо с запада было черным. Все спешно стали собирать лагерь, так как наслышаны о песчаных бурях Монголии.

-31

Позавтракали, попрощались с друзьями и выбрались на асфальт. Они поехали претворять в жизнь свой план, а мы решили просто объехать все озеро Хяргас-нуур по кругу. Ну а что ? Тучи вроде развеялись, погода наладилась. Поищем османа в других местах озера. Да и свободного времени у нас теперь много !

-32

Нашли классную бухту, где кто-то разложил громадные скелеты османов, вселив в нас надежду на отличную рыбалку.

-33

Но, наверное, осман, в отличии от нас, не поверил во временное улучшение погоды, и наотрез отказался брать наши приманки. Поехали дальше вокруг озера. Начались пески. В одну машину передвигаться по ним стало как-то не по себе. Но едем. Смущает только, что придется пересечь одну реку. Есть ли мост? Или брод?

Оказалось, что есть паром в одну человеческую силу! Переправляемся и вперед.

Опять пески. "Сидит" грузовик. Какой-то джип его уже дергает.

Погода стремительно портится. Сильный ветер. Остаться здесь в песках очень не хочется. Прорываемся и едем дальше. Поднимаемся на плато. Песка нет. Но ветер еще сильнее. Впереди, куда нам нужно ехать, стоит пыль. Кто-то едет перед нами ?

Оказывается там буря. Но нам туда. Едем. Хотя, наверное, нужно было переждать.

Через полчаса попадаем. Да просто попадаем... Жуткий ветер поднимает все что может поднять и бросает прямо в нас. Дороги не видно. Оставаться и пережидать тоже не вариант, ведь это может продолжаться не один час, а, возможно, и день. Едем по треку, практически вслепую. Страшно поймать промоину или большой камень. Ветер лобовой, так что положить машину на бок не может, а вот за лобовое стекло переживаем.

Через полчаса ада впереди на небе появляется небольшой просвет. Появилась надежда. Еще полчаса и мы вырвались из этого плена. Сзади бушует буря, а у нас только сильный ветер, и уже можно остановиться и осмотреть потери. Прикрепил сорванную с одного края "мухобойку". Лобовое стекло обработано "пескоструем". Дома придется менять. Все остальное целое и на месте. Вырвались с минимумом потерь. Не представляю, что было бы, если бы это случилось ночью. Палатку не удержать и не спасти. Всё, что было бы вне авто, осталось бы навеки в Монголии.

Решено ехать подальше от этого места в сторону дома.

Добираемся до города Улангом, останавливаемся в гостинице. Отличный ужин в ресторане. Да, буузы в Монголии бесподобные !

День 8:

Улангом - оз. Уурег-нуур (100 км.)

Утром выезжаем в сторону российской границы, но в планах - ночевка на озере Уурег-нуур.

Поднимаемся на перевал 2500 м. и двигаемся по где-то едва читаемой дороге. А ведь это федеральная трасса - Северная дорога. Высокогорная степь без признаков присутствия людей. До озера мы не встретили ни одной машины, ни одного стада, ни одной чабанской стоянки.

озеро Уурег-Нуур
озеро Уурег-Нуур

Озеро Уурег-нуур поразило своим спокойствием, суровой красотой и обилием птиц.

-35

Мы нашли уютную базу, где и остановились. Здесь нам очень понравилось, и мы готовы были остаться еще на одну ночь, но по прогнозу через день должен был пойти дождь, а, возможно, и снег. Впереди еще перевал и отсутствие помощи в случае каких-то проблем. Решили не задерживаться и с утра ехать домой.

-36
-37

День 9:

оз.Уурег-нуур - Ташанта – Акташ (340 км.)

После завтрака выезжаем. Через 4 часа мы на границе. Нас опять встречает старый знакомый Батырбек и сначала пытается продать место в очереди, а когда мы объяснили, что на друзьях бизнес не делается, попросил уже по дружбе купить и отправить в Монголию с дальнобойщиками аккумулятор, с которыми он позже перешлет деньги… И хотя эта простая, но в тоже время сложная схема, Деньги-Товар-Деньги выглядела не очень надежно, мы сказали, что это легко выполнимо! Но деньги вперед. Батырбек задумался и обещал перезвонить…

На этот раз все таможенные формальности заняли пару часов, и мы в России !

-38

-39

Ночуем в Акташе.

День 10:

Акташ – Барнаул (600 км.)

С утра не торопясь катим в Барнаул. На Семинском перевале снег. Из инсты узнаем, что на Улаганском перевале тоже снег. На Чихачева – снег. Значит мы очень вовремя уехали из Монголии.

-40

Но мы туда еще вернемся!

-41

https://www.likealtai.ru/

Фильм о нашей экспедиции по Котловине Больших Озёр доступен на канале YouTube:

► YouTube: https://youtu.be/gyszXwCvgZU

Фото и видео из наших поездок вы также можете найти на моих страничках в ▼▼▼

► Instagram: https://www.instagram.com/likealtai/

► VK: https://vk.com/likealtai

► Telegram: https://t.me/likealtai

Подписывайтесь на каналы ! Ставьте лайки ! Пишите комментарии !