Найти тему
Наталья Баева

Ваганты

Кто может сказать, ГДЕ блуждают мысли шестиклассника? Нередко оказывается, что интереснейшие вещи, которые мы узнаём из кино, из книг или на Дзене, все мы ПРОХОДИЛИ в школе! Классе в шестом-седьмом-восьмом...

Накануне выпускных экзаменов, когда мы вслух мечтали о столице, о ВУЗах, подруга предложила мне послушать пластинку: "Тут песня прямо о тебе!" Закрутился диск, и задорный голос заголосил:

"Во французской стороне, /На чужой планете,

Предстоит учиться мне /В Уни-вер-си-те-те!"...

Герой прощается с родной Швабией, с друзьями-подружками, и надеется, что не навсегда:

"Всех вас вместе соберу, /Если на чужбине

Я случайно не помру /От своей латыни,

Если не сведут с ума / Римляне и греки,

Сочинившие тома / Для библиотеки!

Этот просветительский подвиг совершил Давид Тухманов, собрав на своём диске поэтов, живших сто лет назад, и пятьсот, и тысячу.

Вот только когда я обнаружила, что рассказ о средневековых студентах - вагантах, оказывается есть и в школьном учебнике для шестого класса, и в детской энциклопедии. А их стихи - во "Всемирке"! Читай - не хочу, но... если бы не "наткнул" Тухманов - не наткнулась бы никогда.

Оказывается, ещё в 1215 году парижские профессора решили, что учить следует всех, кто хочет и может. Бесплатно. Точнее, за государственный счёт. А поскольку государство в лице короля щедрым не было, будущие магистры свободных искусств, врачи и правоведы, снимали помещение вскладчину. И только в плохую погоду. Они застилали пол соломой, рассаживались, как получалось, и слушали учителей, не записывая: очень уж дороги бумага и чернила.

-2

А когда тепло - занимались и в лесу. Удивительное сообщество людей, жадных до знаний!

"Каждый добрый человек / Сказано в уставе,

Немец, турок или грек / Стать вагантом вправе.

Признаёшь ли ты Христа - / Это нам не важно,

Лишь была б душа чиста, / Сердце не продажно!

И ведь "выходили в люди", становились поэтами и мыслителями.

Одним из самых известных в истории вагантов был Эразм Роттердамский.

Рассказ про Эразма здесь:

Правда, он совсем не долго принадлежал к этому славному сословию - предпочёл уйти в монастырь за гарантированным куском хлеба. Как, значит, студенту никто ничего не гарантировал?!

Увы. Эразм вспоминал, как решился уйти из дома в двенадцать лет (и родители отпустили!) - в город, в школу. Примкнув к компании вагантов, уже взрослых. А они заставили его побираться - и всё сжирали сами... И школа запомнилась лютым голодом - как же там кормили, что и двенадцатилетнему не хватало?! А ведь считалось - на казённом иждивении! Но учить - учили. Далеко не "каждый добрый человек" мог стать вагантом, необходимое условие - говорить по-латыни, как на родном языке. И читать, и писать, конечно.

-3

Именно по этой причине в первый же год отсеивалось до половины школьников с пожизненным клеймом: "К чтению не способен"! Чтение - это латынь. Общий для всей Европы язык людей образованных.

Но вот - школа позади, латынь освоена, в Университете учат бесплатно. НО! Занятия нередко с утра до вечера. А есть молодым организмам надо?! Одеваться, где-то жить?! Зарабатывали перепиской, переводами, сочинением писем в стихах и прозе... А чаще всего - пением. Как стемнеет - так и отправляются петь под окнами обывателей:

-4

"Я кочующий школяр / На меня судьбина

Свой обрушила удар/ Что твоя дубина.

Подари, святой отец,/ Мне свою сутану,

И тогда я, наконец, / мёрзнуть перестану!

***

Шляпу стибрил у меня /Жулик и притвора!

Всеблагие небеса, / Покарайте вора!

Сделай, господи, чтоб он / Полным истуканом

На экзамене предстал / Пред самим деканом!

-5

Казалось бы, чем лучше голос - тем выше заработок? Но обычно получалось наоборот: горожане спешили откупиться от непрошенного концерта. Бросали куски из окон! Дело доходило до того, что магистрат периодически объявлял сбор средств на прокорм школяров, "дабы избавить горожан от несносного воя под их окнами".

Но одевать казна не станет...

"Холод на улице лют. /Плащ мой, какой же ты плут!

С каждой зимой ты стареешь, / И совершенно не греешь.

Как мне с тобой поступить, / Коль не могу я купить

Даже простую подкладку? / Дай хоть поставлю заплатку!

Не удивительно, что почти вся поэзия вагантов анонимная - шутливые песенки, куплеты, прославление "греховных" увеселений... Но есть и стихи вполне серьёзные, сатирические, едва ли не бунтарские:

Ложь и злоба миром правят,
Совесть душат, правду травят.
Мертв закон, убита честь.
Непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери доброте, любви и вере.
Мудрость учит в наши дни - укради и обмани.
Друг в беде бросает друга.
На супруга врет супруга
И торгует братом, брат.
Вот какой царит разврат.
Выдь-ка милый на дорожку,
Я тебе подставлю ножку
Ухмыляется ханжа, нож за пазухой держа.
Что ж за времечко такое
Ни порядка, ни покоя.
И Господень Сын у нас,
Вновь распят в который раз.

Гуго Орлеанский.

(Эти стихи знакомы всем, кто смотрел сериал "Михайло Ломоносов" - именно это поют немецкие студенты. Конечно же, по-латыни - понятно всему университету!)

А стихи о взяточниках и сегодня впору растащить на мемы и цитаты:

"Правда спит, убит закон, / Превратился храм в притон,

Сунешь в лапу - вверх пойдёшь, / А не сунешь - пропадёшь.

Стать святым желает вор? / Сунь - и кончен разговор!

И целые страницы прославлений развесёлого "кабацкого житья". Смешные баллады о постниках, решивших стать святее святых - да где же устоять в таком решении, если

"Пьёт народ мужской и женский, / Городской и деревенский,

Пьют глупцы и мудрецы, / Пьют транжиры и скупцы!

Пьют скопцы и пьют гуляки, / Миротворцы и вояки,

Бедняки и богачи, / Пациенты и врачи.

Ну а как же любовь? С какой стороны ни посмотри - всем хорош студент, да вот только... и себя-то не всегда прокормит. "Ах, ваганта полюбить может только дура!" Но позвольте... ведь "не хлебом единым"?!

"Не помеха драный плащ / Чтоб пленять красоток,

А иной плясун блестящ / Даже без подмёток!"

-6

... "Кто достойнее любви, / ласки и привета?

Грозный рыцарь, что мечом / покорил полсвета,

Или бесприютный сын / Университета?

Кто, скажите, в кабаках / Нынче верховодит,

Веселится, но притом / с книгой дружбу водит?

Значит, рыцаря студент / Явно превосходит!

Убедили наших дев / Эти аргументы.

Так пускай во все века / Славятся студенты!

-7

От монарха самого / До бездомной голи

Люди мы - и оттого / Все достойны воли.

Состраданья и тепла / С целью не напрасной,

А чтоб в мире жизнь была / Истинно прекрасной.

А рассказ о трубадурах здесь: