И вновь обратимся к вратарской теме. И на этот раз поговорим об одном из таких немаловажных атрибутов амуниции хоккейного голкипера, как его маска.
Не секрет, что в былые времена ледовые стражи ворот выступали с незащищенным лицом и это зачастую приводило к определенного рода проблемам. Кто первый из хоккеистов придумал использовать маску - есть несколько версий.
По одной из них, в 1927 году, на встрече 2-ух университетских хоккейных команд в Канаде, маску для фехтования впервые применила 21-летняя девушка-голкипер Элизабет Грэм. Говорят, что на этом настоял её отец, уставший тратиться на стоматолога.
Далее, в 1930 году, после очередной травмы, вратарь "Монреаль Марунз" К.Бенедикт сделал своими руками кожаную маску и вышел в ней играть против "Нью-Йорк Рейнджерс". Но затем, через несколько матчей, он полностью отказался от этой затеи: "Проблемой оказался носовой окуляр, потому что он закрывал мне обзор."
На Олимпиаде 1936 года, голкипер японской сборной Т.Хонма, в виду того, что он носил очки, надевал маску, схожую с бейсбольной.
В свою очередь, у канадца Ж.Планта для тренировок была своя самодельная маска, в которой он однажды вышел в официальном матче регулярного чемпионата НХЛ в 1959 году, после неудачного попадания шайбы в лицо. А затем стал в ней выступать постоянно.
Что касается советского хоккея, первым использовал лицевую маску вратарь "Химика" Анатолий Рагулин. Причём, ему её сделали из бюста партийного советского деятеля А.А.Жданова.
Перед этим, её соответсвующим образом обработали, чтобы она была удобной и, самое главное, не вызывала ассоциаций с какой-либо конкретной личностью. К сожалению, подлинной фотографии этого шедевра не осталось. Тем не менее, можно себе представить, как всё это выглядело.
Кстати, болельщиками такое нововведение первоначально пришлось не по вкусу. Кто-то даже посчитал защиту на лице проявлением трусости. Хотя это было далеко не так.
Кстати, примерно в это же время, знаменитый вратарь Н.Пучков, в своем последнем игровом сезоне 1963 года в СКА, предложил своему коллеге по амплуа и одноклубнику С.Литовко самим смастерить подобного рода защиту: "Слушай, Стас! А давай маски себе сделаем. Вон, в Канаде Жак Плант уже три года так играет". Через несколько дней Пучков принес парафин, эпоксидку, стеклоткань и работа закипела. Сначала парафин топили в тазу с кипятком. Дождавшись, когда он хоть чуточку остынет, по очереди, рискуя обжечься, накладывали его на лицо. Получили форму маски. Дальше заливали ее гипсом. Потом на эту "физиономию" в несколько слоев наносили стеклоткань, закрепляя ее эпоксидной смолой".
Таким вот трудоёмким был процесс. Судя по всему, в указанной маске и играл ленинградский голкипер С.Литовко. В свою очередь, Николай Георгиевич всю свою карьеру так и выступал "в открытую."
Великий вратарь В.Коноваленко, как тогда было принято, выходил на лёд без вышеуказанного предмета защитной амуниции. Но чемпионат мира 1963 года он провел уже в маске, которая выглядела следующим образом (на фото ниже).
В дальнейшем, горьковчанин, будучи в хороших отношениях с канадским голкипером С.Мартином, получил от него своеобразный подарок. Виктор Сергеевич в своей книге "Третий период"вспоминал об этом так: "В знак нашей дружбы Сет Мартин решил подарить мне вратарскую маску. В начале 60-х годов они были еще большой редкостью."
Наш голкипер очень ею дорожил, но к великому сожалению, та канадская маска неожиданно пропала: "Почти три сезона играл я в маске Мартина – очень дорожил ею Но однажды подарок исчез при довольно странных обстоятельствах. Перед матчем со «Спартаком» в Москве мы тренировались в Сокольниках, а игра должна была проходить во Дворце спорта в Лужниках. Когда в день матча перевозили форму с одной ледовой арены на другую, маска испарилась."
В.Третьяк, сменивший на последнем рубеже сборной страны славного "торпедовца", использовал решетчатую маску, которую из-за изгибов для улучшения обзора иногда называли "кошачий глаз". В целом, она была очень удобной и практичной и не затрудняла дыхание, в отличие от полностью закрытого варианта. В дальнейшем, многие вратари стали её использовать. "Маска Третьяка" со временем претерпела определенные изменения в лучшую сторону и пик её популярности пришелся на 80-ые годы.
А ещё голкиперы тех лет играли в простой классической маске, элементы которой не имели каких-либо изгибов. Внешне она смотрелась очень хорошо и также была достаточно удобной. Например, в подобной маске в начале карьеры защищал свои ворота В.Мышкин, а также в ней выступал С.Мыльников на Олимпиаде-88.
В 90-ые годы повсеместно появилось новое веяние: маска соединялось со шлемом в единое целое. Но это уже совсем другая история.
И в завершении, хотелось бы привести цитату В.А.Третьяка, касающуюся этого вратарского атрибута: "Маска, конечно, защищает лицо, но его и скрывает, прячет твои эмоции. Нужно тебе это или нет, маска все равно это сделает."
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Впереди Вас ждёт много всего интересного.