Существует ряд терминов, используемых сообществом вратарей, которые по-разному понимаются в хоккейном сообществе, в том числе и в нашем блоге. Различия в употреблении и значении могут привести к путанице и затрудняют плодотворные дискуссии о мастерстве вратаря.
В некотором смысле вратари и остальные игроки часто говорят на разных языках.
По иронии судьбы, одним из наиболее часто употребляемых терминов является баттерфляй. Баттерфляй всегда был и остается тактикой, выбором типа спасения, используемый для защиты ворот от определенных видов бросков и для того, чтобы вратарь мог занять положение, в котором можно сделать сейв.
Это не “стиль” или описание вратаря и такого не было по крайней мере последние десять лет. Это элемент, которым пользуются все – абсолютно все вратари.
Какое-то время баттерфляй был настолько новым элементом, что его использование превратилось в стиль игры вратарей. Когда он впервые стал популярным в 1980-х годах, сравнение тех, кто использовал баттерфляй, и тех, кто использовал традиционную технику стендапа, имело смысл.
Тридцать лет назад называть вратаря "вратарем стиля баттерфляй" означало, что он использует не только этот элемент техники, но и философию “занять позицию и блокировать”, которая сопровождала его изначальное использование. В те ранние годы имело смысл проводить различие между вратарями, которые падали на лед, и теми, кто этого не делал.
Однако довольно быстро баттерфляй доказал свою эффективность.
Баттерфляй позволял вратарю прикрыть те зоны ворот, куда чаще всего бросали – низом по льду и по центру. Это помогало вратарям ставить большую часть своего тела, корпус, перед шайбой, а не махать для этого руками или ногами. Из-за этого этот элемент перенимало все больше и больше вратарей и он постепенно просачивался и в молодежный хоккей.
Существовал также промежуточный стиль, получивший название “гибрид”, который сочетал в себе элементы как стиля стендап, так и стиля баттерфляй. Гибридные вратари сохранили немного большую мобильность, чем позволяла механика раннего баттерфляя, таким образом использовались преимущества новой техники и экипировки. Вспомните Доминика Гашека: использование баттерфляя как одного из многих элементов техники, но отказ от менталитета выбора позиции для блокирования, который пришел вместе с ним.
Но и это тоже развивалось с течением времени. Появились вариации баттерфляя. В сегодняшней игре вы увидите широкий, узкий, полный, частичный и даже баттерфляй, используемый у штанги (например, обратный VH).
Сегодня баттерфляй является основой игры каждого вратаря. Его используют все на любом соревновательном уровне. В игре современного вратаря все основано на баттерфляе, начиная с облегчения падения или выхода из него, заканчивая выбором времени для его выполнения для компенсации недостатков.
Сегодня не имеет смысла говорить о вратаре как о "вратаре стиля баттерфляй" или о баттерфляе как о вратарском стиле, потому что все без исключения играют в игру, построенную вокруг баттерфляя.
Поэтому, когда кто-то описывает вратаря как "вратаря стиля баттерфляй", это вам ровным счетом ничего не говорит. Это так же информативно, как сказать, что вратари носят коньки, у них есть ловушка и блин. Когда кто-то описывает современного вратаря, говоря, что он “не играет в баттерфляе”, он упускает из виду подавляющее большинство элементов, которые этот вратарь делает в каждой игре.
Иногда фраза “это вратарь стиля баттерфляй” используется для обозначения более консервативной, позиционной техники или такой, которая предполагает акцент на блокировании, а не на реагировании.
Другими словами, занять позицию, подготовиться, опуститься вниз и свести количество свободного пространства к минимуму. Или же подразумевается, что вратарь, о котором идет речь, не остается на коньках настолько же долго, как другие, или что у него более крепкие руки и плечи, или что он, как правило, играет в основном в пределах вратарской площади. Объединяя все эти признаки с использованием баттерфляя, подразумевается, что читатели или слушатели догадаются о чем идет речь.
Некоторые вратари действительно переходят в баттерфляй заметно позже, чем другие, например Пекка Ринне. Баттерфляй по-прежнему находится в основе их игры. Стойка, ловушка, клюшка, щитки, коньки, защитная экипировка, даже методы игры у штанги, такие как обратный VH, разработаны для возможности перемещения в баттерфляй или выхода из него.
Пришло время отказаться от концепции “стиля баттерфляй”. Это больше не имеет отношения к тому, что отличает одного вратаря от другого. Она просто не передает никакой релевантной информации о конкретном вратаре. Вместо этого мы должны признать, что техника эволюционировала и распространилась до такой степени, что, возможно, больше не существует “стилей” вратарской игры вообще.
Стиль - это совокупность черт, присущих определенным вратарям. Эти категории исчезли.
Элементы и черты, которые раньше составляли различные школы вратарей, распространились по всему сообществу, размывая границы, позволяющие проводить такую классификацию. Вратари осваивают навыки и приемы, которые полезны в конкретных ситуациях. Они добавляют в свою технику новые элементы, которые используют в соответствующих ситуациях.
Одни заимствовали элементы других, копировали их, интегрировали, а иногда даже отвергали. То, что мы видим сейчас, - это тенденции к использованию любимых элементов и к способам интеграции различных частей в единое целое.
Эта интеграция - то, что теперь отличает одного вратаря от другого. Это то, что делает одних вратарей более успешными, чем другие.
Поэтому давайте посмотрим на баттерфляй таким, какой он есть на самом деле: техника, занимающая центральное место в современном вратарском деле, а не описание стиля игры вратаря.