Алиса, действительно, младше своих одноклассников почти на два года. То, что она так рано пошла в школу в первый класс, получилось, совершенно, случайно.
Девочка была очень дружна с двоюродной сестрой (мама той работала техничкой в школе и поэтому родители Алисы не боялись отпускать её одну так далеко от дома), очень её любила, и когда та пошла в первый класс, провожала её до школы и сидела в коридоре, ожидая завершения уроков. А потом, вернувшись из школы, они делали вместе домашнее задание. Так девочка научилась читать и писать в пять лет. Это продолжилось и во втором классе. Однажды, к сидевшей в коридоре девочке, подошла молодая учительница первого класса, и ласково улыбнувшись, пригласила её к себе на урок.
Антонина Васильевна (так звали учительницу) поинтересовалась у девочки, знает ли она какие-нибудь стихи. Алиса рассказала стихи по программе первого класса, чем очень удивила всех. Дальше-больше. Молодой педагог была поражена красивым почерком девчушки и познаниями в математике. Поговорив с директором, а затем с родителями, девочку зачислили в первый класс, под руководством Антонины Васильевны. Алиса всегда с теплотой вспоминает первую учительницу, которая к несчастью трагически погибла в столь молодом возрасте.
За все девять лет в журнале напротив её фамилии не появилось ни одной четвёрки, только отличные отметки. Ей с одинаковой лёгкостью давались все точные науки. На уроках литературы, истории и остальным предметам, ответы Алисы и дети, и учителя слушали с огромным интересом. Она не довольствовалась материалом в учебнике, шла в библиотеку и, найдя интересные факты по заданной теме, расширяла кругозор не только свой, но и всего класса.
Все мероприятия, проводимые в школе, становились гораздо интереснее из-за того, что Алиса придумывала что – то необычное. Так уже в восьмом классе она стала председателем совета дружины, и под её командованием жизнь в школе стала гораздо разнообразнее. Она была незаменимой помощницей учителей, а завуч по не классной работе просто обожала девочку за её находчивость и талант.
И само имя девочки на фоне Тань, Маш, Лен, Вер… было необычным, а досталось оно ей совершенно случайно…
Мама Алисы (вернее, когда она ещё не была запланирована, точнее, женщина только мечтала о дочке) была направлена в Москву на ВДНХ, как лучшая телятница района, добившаяся наивысших результатов по выхаживанию и откорму телят. Её с молодых лет в знак уважения все включая седовласого председателя колхоза Борового Ивана Ильича, называли по отчеству «Петровна», если говорили: «Петровна», то все знали о ком речь.
В купе поезда женщина оказалась в компании пожилых супругов, сопровождавших внуков к родителям, живущих в Новосибирске. Чтобы скоротать время, бабушка читала детям сказки, среди которых была книга «Алиса в стране чудес». Женщина по особому произносила имя героини книги, так, что оно навсегда врезалось в сердце молодой соседке по купе.
Анна Петровна решила, что когда у неё родится девочка, она обязательно назовёт её этим именем. Прошло два года и у близнецов братьев Серёжи и Семёна, появилась сестричка по имени Алиса. Её огромные карие глаза, окаймлённые длинными, пушистыми ресницами, смотрели на окружающих умным и внимательным взглядом. Цвет волос достался ей от отца, они были в таких же крупных кольцах как у него.
Увлечение девочки шитьём началось с кукольных нарядов, которые с любимой двоюродной сестрой они «шили» для своих игрушечных подружек. Сестра вырастая, забыла про это увлечение, а Алиса от ручного пошива нарядов, перешла к машинному рукоделию. Когда родители заметили, что у девочки они начали получаться не игрушечными, на премиальные, выданные им за работу, была куплена настоящая современная швейная машина, выполняющая более десятка операций.
Уже в тринадцать лет девочка одевала маму и себя в красивые, хотя и из недорогой ткани, платья, фасоны которых в основном придумывала сама, но иногда подглядывала в журналах. Со временем ткани становились разнообразнее. Журналы с модными нарядами дарили все подруги и родственники, которые специально покупались для неё. В пятнадцать лет она уже шила, как настоящая портниха, появились первые заказы.
Утренник, посвящённый 1 Сентября, организованный Алисой, прошёл интересно и весело. Девушка не знала, что её добровольным помощником был Женя Григорьев, о котором недавно говорила подруга Вера. Когда та в клубе пыталась раздать листы со словами стихов и песен мальчишкам-одноклассникам, они никак не хотели их брать, просто убегали или бросали их на пол. Женя взял у девушки листы и строго глядя на парней, протягивал им их, и те уже не смели отказаться. Авторитет юноши у одноклассников был велик.
Во время утренника всей школой поздравили первоклашек с началом учёбы, вступлением в новую жизнь. Десятиклассники устроили небольшой концерт. Им, в свою очередь, были сказаны слова напутствия и пожелания по поводу грядущего завершения учёбы в школе.
Были представлены молодые учителя, вливающиеся в дружный, большой педагогический коллектив. Кроме математика, которым восторгалась Вера, будут новые учителя русского языка и литературы, истории и английского языка. Все, кроме математика, молодые симпатичные девушки, не знающие сельской жизни. Да и математик по имени Антон Сергеевич Соколов, по-видимому, совершенно городской.
Председатель колхоза Иван Ильич поблагодарил старшеклассников, за отличную работу в летние каникулы. Все получили Почётные грамоты, денежное вознаграждение, а Женя и пятеро его друзей ещё и именные часы.
Ивана Ильича уважало всё село. Под его руководством из отстающего, захолустного колхоза, хозяйство, превратилось в процветающий, богатый колхоз, имеющего на своих счетах огромные средства. Председатель понадеялся, что дети помогут родному колхозу с уборкой урожая картофеля, которого в этом году было посажено гораздо больше чем в прежние годы. Попросил директора школы Раису Михайловну отпустить старшеклассников ещё на какое-то время поработать на зерноуборочных комбайнах со своими отцами. Без их помощи — никак не обойтись.
Школьники пообещали помочь в важном деле, а Иван Ильич заверил ребят, что к новогоднему празднику колхоз подарит новые музыкальные инструменты для школьного ансамбля. Дети восторженно зааплодировали и с криками «ура», сломав ровные ряды построения по классам, поздравляли друг друга и благодарили председателя.
В этом году картофельное поле располагалось сразу же за крайней сельской улицей, поэтому добираться до него было легко, не требовался транспорт для перевозки работников. На картофельном поле собрались почти все жители села. Кроме школьников и колхозников, здесь были работники библиотек, клубов, сельского совета, почтальоны, медики… Словом все те, кто мог оставить на время свои основные рабочие места.
Решили до наступления дождей, пока стоит сухая, тёплая погода, справиться с уборкой урожая общими усилиями.
Взрослые заняли борозды по четыре человека на каждой. Младшие школьники по восемь ребят, а старшеклассники, как и взрослые по четыре человека.
Рядом с Алисой оказалась верная подруга Вера, и ещё две одноклассницы Валя Киреева и Вера Ситникова. Девочки знали, что с Алисой не пропадёшь. Она работает за троих, поэтому можно немного расслабиться.
Борозда, на которой расположились девушки, следовала за бороздой, занятой женщинами-колхозницами.
Старшеклассницы не замечали, что за ними внимательно наблюдают. Ведь, все девушки были потенциальными невестками.
Женщины, пока ждали порожнего транспорта, собирались в группы и обсуждали, каждую из девушек: кто как работает, кто во что одет. Что поделать — в этом заключается смысл жизни сельских кумушек.
Напарницам Алисы досталось больше всех.
– Бабы, вы только посмотрите! Эти, что встали с Алисой, чтобы не работать? А она, что молчит? – возмущалась одна из женщин.
– Да прекрасно она всё знает! Просто по-другому работать эта девочка не может. Вы бы видела, как она дома пашет, — отозвалась вторая из женщин.
– Петровна всегда на ферме, а она со всеми делами по дому справляется. Как ещё на учёбу времени хватает, — женщина, живущая недалеко от дома Алисы, восхищённо смотрела на соседнюю борозду на которой, девушка моментально набирала полное ведро, а юноша относил его к машине. Девушка в это время не разгибаясь, тут же наполняла ведро подруги.
– Говорят она, и шьёт как настоящая портниха!
– Правду говорят. Посмотрите, какие на ней брючки! Собственного пошива! И курточка!
– Да она любую из нас за пояс заткнёт! — восхитилась женщина внимательно глядя на девушку.
– Эх! Кому достанется это чудо?!
– Кому-то достанется. Только учиться ей ещё надо. Умница выросла у Петровны! – заверила соседка.
– Бабы, а вы знаете, что ей только пятнадцать лет? А вы «кому достанется»?
– Пятнадцать… – усмехнулась одна из женщин. – Подружки-то её дааавно невестятся. Вон, какие дойки отпустили. Ленищи!
– Хватит, бабоньки, языками чесать! За дело! – строгий мужской голос остановил женскую трескотню.
Бригадир подошёл к женщинам, спросить, есть ли какие пожелания и просьбы.
– Да всё нормально, Егор Матвеевич. Только вода быстро греется в цистерне, да транспорта немного не хватает, – ответила, улыбаясь женщина в цветастом платье без рукавов.
Мужчина, пообещав всё исправить, направился на соседнюю борозду. Бригадир – мужчина рослый, с широкими плечами, чувствовалась сила в его крепком теле. Из-под фуражки виднелись тёмно-русые волнистые волосы.
– Здравствуй, дочка! – Егор Матвеевич подошёл к Алисе, ласково улыбнулся. Он уходит из дома рано, так, что они сегодня ещё не виделись.
– Папа, здравствуй! – девушка выпрямилась и прижалась к мужчине, тот поправил косынку на её голове, указательным пальцем коснулся кончика её носа и зашагал дальше, к учителям наблюдавшим за работой своих подопечных…
А вокруг поля на котором кипела работа, стояла настоящая золотая осень. Неглубокая лощина заросшая кустарником и кое-где росшими деревьями, переливалась всеми цветами в которые окрашивает эта пара листья: от золотого до пурпурного. По краю полей высаженные берёзы, липы и клёны, соперничали между собой своей красотой, восхищая ею всех кто мог оценить это явление природы.
На фоне ещё яркого голубого неба, всё это восторгало до того, что захватывало дух.
...Учебный процесс, как всегда после каникул и полевых работ, начинался вяло и с трудом. Дети с неохотой включались в учёбу. Только первоклашки с удовольствием приходили на уроки, неся с собой тяжёлые портфели.
–Алиса, тебя завуч Анна Васильевна зовёт! – обратилась к девушке вошедшая в класс одноклассница.
Та отвлеклась от жаркого спора с Сашей Кирюхиным, которому доказывала свою правоту решения трудной задачи. Юноша, как и Алиса, был очень умным, но из-за особого её мышления иногда оказывался неправ.
– Ага. Сейчас, – пообещала она, а сама продолжила спор с юношей. – Если мне не веришь, то обратись за помощью к учителям. Антон Сергеевич должен точно разобраться в этой задаче.
– Ты думаешь? Эта задача была в прошлом году на вступительных экзаменах в МГУ, – улыбаясь, сообщил юноша.
– Что же ты сразу не сказал! Я бы её и решать не стала! – рассмеялась девушка.
Тогда парень достал из сумки листы бумаги, исписанные крупным небрежным почерком.
– Вот смотри. Мне правильное решение прислал двоюродный брат. Посмотри, посмотри! – произнёс юноша, лукаво улыбаясь.
Алиса взяла листы, внимательно их разглядывала. Её лицо озарила улыбка.
– Санька! Ты чего меня в заблуждение вводишь? Здесь же всё как у меня! – она бросила листы на парту и, схватив учебник с парты, опустила его на черноволосую голову парня.
– Сдаюсь! – юноша поймал её руку, и с нежностью заглядывая в её глаза, произнёс. – Я просто проверял твоё умение спорить!
– Проверил? – строго спросила девушка, освобождая руку. – Анна Васильевна зовёт, отпусти…
Алиса поспешила к входной двери, а юноша, улыбаясь, проводил её всё тем же нежным взглядом.
– Анна Васильевна, здравствуйте! – девушка уверенно вошла в кабинет завуча по не классной работе.
– Здравствуй, Алиса! Отдохнула после полевых работ?
– Я, собственно, и не уставала.
– Вот и хорошо! Звонили из РОНО, предлагают провести какое-нибудь масштабное общешкольное мероприятие. Надо ребят встряхнуть. Всё ещё не отойдут от каникул. Расслабились! Подумай, что можно такое придумать, чтобы задействовать все классы нашей школы.
Девушка отошла к окну. Задумалась, глядя, на уже совсем пожелтевшие и начавшие осыпаться берёзы, которыми была обсажена вся территория школы по периметру.
Через минуту она резко повернулась к педагогу с задорной улыбкой.
– Я думаю, можно провести фестиваль союзных республик. Каждый класс будет представлять одну из республик. Пошьём национальные костюмы. Расскажем об их культуре, промышленности... В общем, обо всём, что заинтересует. Выучим национальные песни, танцы… С пятого по десятый у нас четырнадцать классов. А начальные классы представят Российскую Федерацию. Можно им взять особо значимые города, области, края или национальные республики. Как Вы считаете? Это мероприятие будет масштабным? – произнесла девушка улыбаясь.
Завуч внимательно слушала свою помощницу. На этот раз она отрицательно покачала головой, но увидев разочарование на лице десятиклассницы, спохватилась.
– Отличная мысль, Алиса! Ты меня не перестаёшь удивлять! — ответила завуч. — Что я буду без тебя делать, когда ты окончишь школу? – грустно добавила педагог.
– Я уверена, что у Вас найдётся помощник вместо меня. Я ещё вот что хочу сказать. Из лучших номеров можно будет составить концертную программу. Выступать с ней в наших клубах, на фермах. К тому же можно съездить в соседние школы для обмена опытом, — предложила Алиса.
– Отлично! Согласна с тобой! Так и сделаем…
Прозвенел звонок, девушка заспешила на урок.
Начало: