Найти тему
Дети Тумана

Иосифо-Волоколамский Успе́нский православный мужской ставропигиальный монастырь

Расположен в Волоколамском районе Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.

Основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким ( в миру Иоанн Санин), который был образованнейшим человеком своего времени, просветителем, писателем-богословом, ревнителем православия, выдающимся церковным и общественным деятелем – преподобный Иосиф решительно выступал и всячески содействовал централизации власти в русском государстве.

В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису Васильевичу, шестому сыну великого князя Московского Василия II Васильевича Тёмного. Князь с самого начала стал деятельным участником в судьбе монастыря, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Еще при жизни преподобного Иосифа, а умер он в 1515 году, в монастыре проживало около 400 иноков, а в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных. Монастырь был центром не только хозяйственного развития и духовного возрождения края, но и выполнял к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, польско-литовской шляхтой и иными врагами Отечества.

Множество представителей славных российских фамилий были частыми гостями Успенского монастыря на Волоке Ламском, в их числе: Василий III, Иван IV, князья Мещерские, Шаховские, Шереметьевы, Долгорукие, потомки графских и боярских родов Чернышевы, Кутузовы, Гончаровы, Муравьевы. Особое внимание стоит уделить Скуратовым-Бельским, семья которых патронировала обитель в конце XVI в. Возле Трапезной палаты, которая является копией Московской Грановитой, но, в отличие от нее, создана русскими зодчими, покоится прах Григория Скуратова-Бельского, в народе известного, как Малюта Скуратов, принесшего в обитель чудотворный образ «Владимирской Волоколамской Божией Матери».

В середине XVI в почти 7 лет в вынужденном затворе в обители находился известный духовный писатель, публицист, переводчик преподобный Максим Грек.

В 1606 году обитель выстояла при осаде монастыря отрядами Ивана Исаевича Болотникова. В 1610 году в монастырской темнице в течении 3-х месяцев томился плененный поляками, свергнутый с престола последний царь из династии рюриковичей Василий Шуйский.

Что касаемо архитектурного ансамбля, то по красоте он может сравнится с живописной крепостью Саввино-Сторожевского монастыря, ныне очень популярной среди туристов в северо-западной части московской области. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, создает ощущение одухотворенности и крепости православной веры.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма собор Успения Божей Матери на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.

http://iosif-vm.ru