Путь Реки глазами ведущего. Часть первая: подготовка к экспедиции.

В прошлой статье я писал, с чего началось моё знакомство с проектом "Путь Реки" - пешим туристическим маршрутом вокруг всей Самарской Луки, который пока находится в стадии разработки. Также я рассказал, как 30 июня прошёл мой первый поход по одному из участков этого большого пути, где я совмещал функции ассистента ведущего маршрута, писателя, фотографа и - совсем немного - видеографа.

Мой второй поход был куда серьёзней первой однодневной прогулки: два дня (6-7 августа), более 25 км пути и дюжина человек, за которых я отвечал как ведущий маршрута. Я решил подойти к этой задаче ответственно (возможно, даже слишком) и сделать всё возможное, чтобы наша экспедиция не только достигла всех намеченных целей по разведке и разметке маршрута, но и была по возможности комфортной для всех участников. В общем, я чуть было не превратил поход в более привычную мне экскурсию, даже успел по дороге что-то рассказать про Самарскую Луку и Жигули. Вроде все в итоге остались довольны, но это потребовало длительной подготовки, о которой я и расскажу в этой статье.

Начну с нашего маршрута. Изначально предполагалось, что мы пойдём от "Богатырской слободы" (о том, что это такое, я писал в одной из своих первых статей на Дзене) до села Переволоки, расположенного в самом узком месте перешейка между Усой и Волгой. Первая половина пути вдоль Усинского залива обещала быть красивой и интересной, а вот дальше начиналась довольно скучная местность с полями, железной дорогой и разными турбазами, преграждающими нам спуск к реке. Отсутствие источников питьевой воды и разведанных мест для ночёвки тоже не внушало оптимизма.

Первый вариант маршрута - от Богатырской Слободы (сверху) до села Переволоки
Первый вариант маршрута - от Богатырской Слободы (сверху) до села Переволоки

И тогда у нас с Петром Якубсоном, который отвечал за разработку всех маршрутов "Пути Реки", практически одновременно возникла мысль: а надо ли нам вообще идти до Переволок? С одной стороны, само село очень интересное с точки зрения истории и открывающихся там видов, с другой - поблизости от него на много километров нет почти ничего примечательного. Да и другая экспедиция, которая ранее ходила от Переволок в сторону Малой Рязани, уже жаловалась на тяжёлую и скучную дорогу на этом участке. Так не лучше ли тогда вообще исключить Переволоки из основного маршрута и пройти напрямую к Большой Рязани, где и устроить ночёвку на оборудованной стоянке рядом с источником воды? А на второй день экспедиции неспеша дойти до Малой Рязани и таким образом замкнуть кольцо маршрута вокруг всей Луки?

Второй вариант маршрута - через Большую Рязань до Малой
Второй вариант маршрута - через Большую Рязань до Малой

Главная проблема этого варианта заключалась в том, что в первый день нам предстояло пройти львиную долю всего маршрута, более 20 км за день. С тяжёлыми рюкзаками, при жаре за 30 градусов и без источников воды по дороге это было бы очень тяжёлой задачей. И мы с Петей стали думать, как облегчить маршрут. Первой идеей было организовать заброску всех тяжёлых вещей непосредственно на место ночёвки, после чего доставить участников экспедиции к "Богатырской слободе", откуда мы пошли бы уже налегке. Но вставал вопрос: а дождутся ли нас вещи, или им "приделают ноги"? Прийти на место ночёвки и обнаружить, что кто-то утащил наши спальники, палатки и еду было бы очень неприятно... Но Петя пообещал договориться с лесниками в Большой Рязани, чтобы мы оставили вещи под их присмотром. Таким образом, первая проблема была - пока в теории - решена.

Но оставалась другая: отсутствие на маршруте первого дня источников воды. Я снова предложил вариант с заброской: можно за несколько дней до похода сделать "закладку" с питьевой водой где-то на середине маршрута. Правда, для этого нужна машина и свободный день, или хотя бы полдня. И то, и другое у меня на тот момент было, вот только мой водительский опыт оставлял желать лучшего, ехать же предстояло более сотни километров по трассе, а затем ещё сколько-то по грунтовке. Но я надеялся, что до начала августа, когда была запланирована наша экспедиция, я смогу найти более опытного водителя.

Однако время шло, а водитель так и не появлялся. Когда до экспедиции осталась всего пара дней, я решил: надо ехать самому. К счастью, мне согласилась составить компанию Гузель, завхоз нашей будущей экспедиции. Водительского опыта у неё не было вообще, но вдвоём как-то веселее. Мы загрузили в багажник воду и часть вещей, чтобы сразу отвезти их в Большую Рязань, и с утра пораньше отправились в путь.

Задачей номер один была вода. Предварительно я выбрал на спутниковой карте приметную точку, которая лежала примерно на середине маршрута первого дня, и куда с трассы вела довольно заметная грунтовая дорога. На месте выяснилось, что это сильно заросшая и очень неровная старая колея, но худо-бедно мы по ней всё-таки проехали, нигде не застряв. Бутыли с водой спрятали под большим деревом на краю глубокого оврага, заодно разведали дорогу через сам овраг. Там оказалось много крапивы и валежника, но мы всё же проложили относительно удобную тропинку.

Следующей точкой нашего пути была контора лесничества в Большой Рязани. Предполагалось, что перед нашим визитом туда позвонит Петя и обо всё договориться, но, как вы уже догадались, он этого так и не сделал. Поначалу сотрудница лесничества Светлана Сергеевна расстроила нас, сказав, что по выходным контора закрыта. Однако после того, как мы с Гузелью рассказали ей, в каком проекте мы участвуем и что хотим делать, она согласилась специально ради нас открыть двери в субботу, за что я бы хотел ещё раз сказать ей огромное спасибо!

И, наконец, нашей третьей задачей была разведка предполагаемого места стоянки возле родника Студёненького за Большой Рязанью. На машине дорога туда заняла менее 10 минут, из-за чего мне показалось, что он находится совсем близко от села, хотя в действительности там было почти два км по асфальту и ещё около километра по грунтовке. Эта ошибка в определении расстояний потом сыграло с нами злую шутку...

Само место оказалось очень удобным: большая ровная площадка с местом для палаток, несколько деревьев, между которыми можно подвесить гамаки, крепкая беседка со столом и лавками, обложенное камнями костровище и даже качели! От площадки в овраг спускается тропинка к роднику. Во время нашего визита там как раз монтировали новую лестницу. Стараясь не мешать рабочим, мы спустились к источнику и попробовали воду - и правда студёная, не зря родник так назвали! Единственное, что нас немного беспокоило, так это то, что поблизости от стоянки паслось очень много коров. Но это соседство можно было потерпеть.

Тут, наконец-то, я решил сделать несколько фото на телефон:

Все намеченные на эту поездку цели были успешно достигнуты уже к полудню, и мы решили немного осмотреться в Большой Рязани и её окрестностях, тем более, что во время похода времени на это не предвиделось. Сначала мы прогулялись по урочищу под названием Каменка на окраине села - это небольшая дубовая рощица, по которой раскиданы валуны песчаника. Про это место нам рассказал Петя, который сам там не был, но слышал от кого-то, что это чуть ли не "вторая Рачейка". Увы, в действительности всё оказалось не так интересно, как в Рачейском бору, но в целом местность там довольно приятная. Главное - смотреть под ноги, потому что по дороге через Каменку гоняют на водопой к роднику тех самых коров.

Дорога через Каменку
Дорога через Каменку

На одном из камней заметны остатки сильно истёртой надписи, но разобрать удалось только современную приписку внизу...

Камень у дороги
Камень у дороги

В самом селе мы заглянули в пару магазинов, чтобы посмотреть на их ассортимент и узнать часы работы, а затем решили заглянуть в местный "Музей истории сёл Ставропольского района" - о нём я уже писал подробно, и сейчас повторяться не буду. После этого мы покинули Большую Рязань, чтобы вернуться сюда вновь через пару дней в ходе нашей экспедиции - но это уже совсем другая история, которую я расскажу в следующий раз!