В ХХ веке в космос имели возможность летать лишь профессиональные астронавты. Сегодня мир активно обсуждает феномен космического туризма для совершенно обычных людей. Выводить добровольцев в космос до сих пор остается чрезвычайно дорогим удовольствием. Ученые и инженеры не один десяток лет бьются за каждый килограмм полезной нагрузки, работая над созданием деталей из легких и прочных материалов. На XV серии научно-популярного проекта «PROНаука в КФУ» основатель научно-просветительского проекта «Мы верим в космос» рассказал о видах космического туризма и ценниках за неповторимые воспоминания.
В числе мотивационных факторов в пользу космического туризма называют возможность увидеть Землю из космоса, испытать на себе невесомость, а также получить уникальный опыт путешествий. И это, безусловно, невероятно и увлекательно, но, к сожалению, все это ограничивается историей одного человека.
- Летать в космос за доступную цену как на самолетах обычные люди смогут явно не очень скоро. К сожалению, пока что технологии не так развиты, чтобы мы отправлялись в невесомость довольно часто, так как это стоит слишком дорого, - пояснил Прудник.
Космический туризм - это полет в космос людей, которые не имеют звания профессионального космонавта, поскольку задачи последнего значительно отличаются. Однако по сути каждый из нас потенциально в будущем может осуществить мечту и почувствовать себя истинным исследователем необъятной Вселенной.
- Главная задача туриста во время полета – не совершать какие-либо действия, повторяя за профессиональным космонавтом и не пытаться капитально обслуживать станцию, которая находится на орбите. Их основная цель – это получить удовольствие от красивого вида и состояния в невесомости, - подчеркнул участник отбора в космонавты.
В среднем подготовка подобного туриста длится порядка 4 месяцев. Срок небольшой, однако этого вполне достаточно для того, чтобы человек настроился и уяснил основные правила и аспекты будущего путешествия. По словам спикера, добровольцам в первую очередь необходимо закрыть собственные потребности на борту, например, в еде и питье.
На сегодняшний день существует три типа космического туризма. Так, самым «дешевым» и доступным служит суборбитальное путешествие. Это полеты туристов на специальных космических кораблях по так называемой суборбитальной траектории, где граница космоса не пересекается, но в то же время непрофессиональный космонавт выходит на орбиту. Цена на такой полет варьируется от 150 тысяч долларов, хотя, по словам ведущего популяризатора космонавтики в России, ему давно не встречалось билета по стоимости ниже 300 тысяч.
- Мы берем определенную капсулу или космический корабль и запускаем человека на высоту в 100 километров. Пересекая эту границу, он уже находится в невесомости, однако назвать это орбитальным полетом все же нельзя, поскольку как только аппарат пересекает границу - камнем падает на Землю, - объяснил спикер.
Удобен данный тип полета тем, что для него не нужно собирать замудренную ракету. Как правило, чаще всего достаточно капсулы небольшого размера, которая по своим характеристикам может выполнить даже столь ответственную миссию. К слову, в Америке суборбитальные полеты гораздо больше распространены, нежели другие категории.
Следующим, более осознанным и серьезным типом, выступают как раз-таки орбитальные полеты. Это путь, начинающийся с пересечения границ космоса и продолжающийся выходом на замкнутую орбиту вокруг Земли. Третий же тип подразумевает логичное завершение орбитального выхода, когда космический корабль стыкуется с Международной космической станцией. Скажем, что это забавный и нестандартный аналог некого отпуска в отеле.
- Это уже более серьезная вещь, так как нельзя просто взять какую-нибудь капсулу или камень и придать ей скорость 7,9 км/с. Здесь понадобится хорошо оборудованная ракета. Стоимость нашего корабля «Союз» порядка 2,5 млрд рублей, сама ракета имеет высоту порядка 50 метров, это сравнимо с 20-этажным зданием, а весит 7 тонн, - сообщил эксперт.
Набрать первую космическую скорость не так просто. Любая ракета, летающая в космос, имеет сильнейшие двигатели. Все же далеко не любому человеку позволено испытать свой организм. Подобное развлечение противопоказано обладателям проблем с жизненно важными органами. Но и это не беда. Прудник утверждает, что почувствовать себя в невесомости можно и в домашних условиях. Для этого нужно всего лишь набрать ванную и предаться мечтам. Дешево и мило.
Нельзя не напомнить о том, что Россия по праву считается родоначальником такого экстремального увлечения. Ещё в 2001 году американский миллиардер Деннис Энтони Тито стартовал на корабле «Союз ТМ-32» и стал первым космическим туристом. Через два дня была осуществлена стыковка с МКС. Так, экипаж провёл на станции 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался запечатлением момента на фото и видео. Он также вёл дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех других космонавтов. Сразу после приземления турист без раздумий сказал, что побывал в раю. За полёт на околоземную орбиту Тито заплатил Федеральному космическому агентству России 20 млн долларов США, в то время как сейчас эта цифра, скорее всего, была бы удвоена.
На сегодняшний день в России существует команда космонавтов из 29 человек, 4 из которых находятся на стадии кандидатов. Причем именно в нашей стране космонавтами называются не только те смельчаки, которые непосредственно совершают полеты, а также люди, формирующие вышки и имеющие фактическое звание космонавта-испытателя отряда Роскосмоса. К слову, Россия является безусловным лидером по подготовке «летчиков по звездному небу», перед полетом космонавты проходят длительный период серьёзнейшей подготовки длинною в 7-8 лет. Главная задача отечественных космонавтов - не только понять, как устроен корабль, но и научиться справляться с различного рода внештатными ситуациями.
- У нас уникальная техника, которая производится в штучных экземплярах. Каждый новый российский космический корабль «Салют», который летит в космос – это новое произведение искусства. Он постоянно претерпевает какие-то доработки. Наши современные корабли очень надежные, работают с применением искусственного интеллекта. Также он умеет летать в космос в автоматическом режиме, - подметил лектор.
Как понять, где начинается космос? Наша земная атмосфера простирается далеко за пределы планеты и находится практически на уровне естественного спутника - Луны, а это порядка 386 тысяч километров. Однако во всех мировых сообществах и космических агентствах было принято, что условной границей космоса будет являться так называемая линия Кармана. По определению Международной авиационной федерации эта линия находится на высоте 100 километров над уровнем моря.
Название высота получила по имени американского учёного Теодора фон Кармана, который первым определил, что примерно здесь атмосфера становится настолько разрежённой, что аэродинамическая авиация просто-напросто невозможна. Дело в том, что скорость летательного аппарата, необходимая для создания достаточной подъёмной силы, становится больше первой космической скорости, поэтому для достижения еще больших высот невозможно обойтись без средств космонавтики. Правда в самих Соединенных Штатах границей космоса считается высота примерно в 80 километров.