Найти тему
Интуиция времени

Капитан и комиссар "Авроры"

Бронепалубный крейсер "Аврора" у Франко-русского завода. 1917 год. https://fotosergs.livejournal.com/80662.html?noscroll
Бронепалубный крейсер "Аврора" у Франко-русского завода. 1917 год. https://fotosergs.livejournal.com/80662.html?noscroll

105 лет назад, 7 ноября 1917 года ( по новому стилю) залп носового орудия крейсера I ранга "Аврора" положил начало новой эпохе в истории Российкого государства.

Можно по-разному относиться к этому событию, называть это Октябрьской революцией или большевистским переворотом, но в историю "Аврора" вошла именно этим.

Я хочу рассказать о двух главных участниках событий 25 октября 1917 года: капитане крейсера в 1917-18 годах, лейтенанте Эриксоне Николае Адольфовиче и председателе судового комитета, комиссаре крейсера, машииста 1-й статьи Белышеве Александре Викторовиче.

Два человека, представители двух разных слоев, сыграли свою роль в событии мирового значения так, как они понимали свою задачу и свой долг.

Гардемарин Н.А.Эриксон (1909г)
Гардемарин Н.А.Эриксон (1909г)

История почти не сохранила сведений о человеке, который 25 октября 1917 года командовал крейсером «Аврора». После присоединения Финляндского княжества в 1809 году в Россию потянулись служивые люди. В их числе и потомственный моряк Юстус Эриксон из Стокгольма. Женился на шведке, жил в Финляндии, служил в управлении лоций. Служил исправно и дослужился до вице-адмирала, получил российское потомственное дворянство. Его младший сын Адольф море не любил, женился на дочери курского помещика Наталье Евгеньевне Новиковой. Жил в своем имении в Смоленской губернии. У них родились два сына — Николай и Евгений, и дочь. Гены шведских шкиперов у Николая и Евгения взяли верх над просторами и лесами Смоленщины. Сначала Николай, а затем и Евгений поступили в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1906 году Николай был приведен к присяге. Учебные плавания были на многих кораблях. В годы учебы он познакомился и с крейсером "Аврора".

С 1908 года — младший унтер-офицер. В 1910 году получил звание мичмана и зачислен на эскадренный миноносец "Молодецкий". В годы Первой мировой войны служил на канонерской лодке "Сивуч", откуда в 1915 году переведён на крейсер "Аврора". За участие в боевых действиях на Балтике награждён четырьмя боевыми орденами — святого Станислава III и II степени, святой Анны и святого Владимира IV степени.

В 1917 году имел звание лейтенанта. После бегства с корабля выборного командира, старшего лейтенанта Н. К. Никонова, 17 сентября 1917 года избран командой на должность командира крейсера "Аврора" и в этом качестве участвовал в событиях Октябрьского восстания.

В этот момент на корабле продолжалось двоевластие. Вновь избранный судовой комитет контролировал даже секретную переписку командира с командованием флота. Однако Эриксон нашел приемлемую форму общения с председателем комитета матросом машинного отделения Александром Белышевым, которая не мешала выполнению служебных задач. Но терпение командира было уже на пределе.

Вечером 24 октября предсудкома Белышев направился к командиру. На легкий разговор он не рассчитывал. Чувствовал: за сдержанностью Эриксона таится несогласие с двоевластием на корабле. Предписание ВРК гласило о необходимости вывода крейсера к Николаевскому мосту, но капитан "Авроры" отказывался вести корабль из-за неизученности фарватера и опасения посадить корабль на мель.

После некоторых раздумий, во время которых матросы сами повели крейсер, Николай Адольфович вышел на мостик и вывел "Аврору" к предписанному месту.

Трудно сказать, чем руководствовался Эриксон. Скорее всего, это высокое чувство ответственности офицера за вверенный ему боевой корабль во время войны.

Дальнейшая судьба Николая Адольфовича Эриксона таит в себе много неясностей и восстановлена по воспоминаниям родственников и редким публикациям, достоверность которых неоднозначна. В начале 1920-х годов он приехал в Москву, где уже жила его мать Наталья Евгеньевна вместе с дочерью, двоюродные брат и сестры. Николай Адольфович не посвящал в свои дела родственников, никто из них не знал, что он был командиром крейсера «Аврора» в октябрьские дни 1917 года. Возможно, это была его душевная рана. Вскоре он уехал за границу. Называются разные причины — от репатриации до добровольной эмиграции. Наталья Евгеньевна в 1930-х годах втайне переписывалась с Николаем, у него уже был сын.

Скончался он в Монреале в 1942 году

Его судьба не отличается от судеб десятков тысяч русских офицеров, оказавшихся в изгнании. Он не историческая личность, но на короткое время оказался в эпицентре глобальных исторических потрясений.

(окончание следует)