Интервью священника Кордочкина потрясающее. Сейчас вообще дефицит таких слов в публичном пространстве, все больше про ненависть. И понятно: ненависть помогает не замечать страх. Чуть-чуть предисловия: отец Андрей Кордочкин служит в Мадриде, в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины РПЦ, его русскоязычная паства — русские, и украинцы, родившиеся в СССР, их дети, внуки, уже и правнуки. В комментариях к тексту у людей отдельно «подгорает» на тему того, что из Мадрида-де не страшно такие слова публично говорить. Если это не тролли (про них ясно), то — эти комментарии от тех людей, которые вырваться из страха смогли только на время чтения интервью. Уже за это его стоит рекомендовать.
Вот тезисы, показавшиеся наиболее сильными.
1.
«Ставки растут, вставет даже вопрос о возможности использования ядерного оружия <...> НО надо понимать, что утолить ненависть в человеке невозможно. Это потребность, которую он сам в себе разжигает. <...> Ошибочно думать, что ненавидящий может выместить злость на ком-то и успокоиться. Этого не произойдет. Ненависти нужно сопротивляться»
2.
«Почему, например, в США во время вьетнамской войны было антивоенное движение, а в СССР во время афганской войны не было? Мне кажется, что к этому времени жилы у советских людей были уже подрезаны, они уже ощущали себя заведомо беспомощными перед государством».
3.
«Истинный христианин не замечает государство. Когда совершается крещение, тот, кого крестят, на вопрос священника о Христе: «Веришь ли Ему?» — отвечает: «Верю Ему как Царю и Богу». То есть Царь — есть тот, кто имеет всю полноту власти, а потому следовать Христу — означает признавать ограниченность земной власти, власти кесаря. <...> Но такой подход империя не прощала и не прощает. Если христиане не верят в самообожествление государства, то у них возникают проблемы».
4.
А вот одна из самых мощных цитат — о проповеди патриарха Кирилла, в которой тот объяснял россиянам, почему они должны участвовать в спецоперации:
Андрей Кордочкин:
«Прежде чем пытаться осмыслить эту идею в свете православного богословия, я бы задал вопрос логического плана.
Патриарх обращается к пастве не только в России, но и в Украине, потому что независимость Украинской православной церкви Москвой официально не признана, и он сам говорит, что Россия и Украина составляют единое пространство Русской православной церкви. В этом случае слова о прощении грехов относятся в равной степени как к российскому солдату или офицеру, так и к украинскому солдату и офицеру.
Выходит, что люди с обеих сторон конфликта принадлежат одной церкви, через участие в боевых действиях получают прощение грехов, а поле битвы становится фабрикой святых для тех и других?»
5.
«Не нужно чувствовать себя виноватым, когда мы чему-то рады, когда мы счастливы. Не нужно искусственно культивировать чувство вины: «Не должно мне быть хорошо, когда кому-то плохо». Каждый человек по своей природе стремится к жизни, даже находясь в тяжелейших условиях, даже в концлагере.
Нормально, что каждый думает о своей ответственности за то, что происходит.
Но нельзя дьяволу позволять украсть у тебя жизнь, если не биологически, то эмоционально, духовно, психически — отнять у человека все то, что мы называем полнотой жизни. Потому что именно это и является его работой».
Полностью в дзене тут:
Еще интересное: