Продолжаем читать сценарий и параллельно смотреть "Афоню" (1975). Предыдущая (кстати, весьма занятная) заметка:
В сцене, когда Катя оказалась в квартире Афанасия по сценарию она должна была испугаться спящего в ванне Коли.
Далее Катя не уходит в ночь, в дождь, а остаётся ночевать на кухне.
Позже объясняет:
***
В фильме нет сцены подбора Борщовым себе модного костюма. В магазине "Илья Муромец" ему за взятку находят голландский костюм: пиджак в крупную клетку, при бабочке, в модной, маленькой, почти без полей, кожаной шляпе. Проныра-продавец ещё учит его правильно улыбаться:
***
По сценарию все же есть у Борщова телевизор. Они с Колей обсуждают политические новости. А также Афоня немного рассказывает о себе:
Борщов покосился на экран телевизора, отложил гитару.
— Николай, я когда в ремесленном учился, из кино шел, на меня пацаны напали и ремень с морской пряжкой отняли... Я им говорю: что хотите берите, только не ремень — память об отце, а они все равно отняли...
— А мать у тебя жива? — спросил Коля.
— Нет. Меня тётка воспитала...
— Она где?
— В деревне... Борщовке...
***
В сценарии сцена общего собрания, где порицают поведение Борщова — единая. В фильме эту сцену, видимо, при финальном монтаже, разбили на две сцены, по сюжету разделённые несколькими днями. Но снимали как единую. Отсюда и не раз обсуждаемый нами момент: почему одни и те люди сидят в одной и той же одежде на одних и тех же местах. Была даже версия, что это такая тонкая ирония режиссёра.
Кстати, по сценарию Борщова на этом собрании переводят из сантехника в разнорабочие.
***
В квартире Кати несколько надписей "УШАЦ"
Это фамилия Михаила Ушаца, с которым Данелия учился в одном архитектурном институте.
***
Эпизод в катиной квартире немного другой. По сценарию Борщов к ней приходит трезвым, без предварительных ресторанов.
***
Эпизод прощания с Колей также изменён.
В сценарии за Колей приезжает его сын-ефрейтор вместе с внучкой, а на улице ждёт жена.
***
В фильме опущен факт, что Федул ударяет свою жену утюгом по голове, и та оказывается при смерти.
Из фильма вырезали, видимо, потому что получалось излишне мрачно.
***
В сценарии есть большая сцена общения Афони с матерью Кати:
— Значит, говоришь, Дормидонт...
Борщов помолчал.
— Дормидонт, значит... Ну вот что, Борщов Афанасий Николаевич: на работе я твоей была, портрет твой видела... Зачем же ты сюда пожаловал, Борщов? Выпить захотелось? Выпить у нас нет, непьющие... — Она смотрела на разглядывавшего свои носки Борщова. — Или, может, осчастливить нас решил, серьезные намерения имеешь?
— Может, и серьезные... — после паузы ответил Борщов.
Мать Кати встала, прошлась по комнате, подошла к нему:
— Вот что, Борщов, — разговор этот у нас с глазу на глаз. Мы с тобой вроде люди взрослые, Катюшу вовлекать в него не будем, дуреха она еще... И слушай, что я тебе скажу: кроме Кати, у меня никого нет. Растила я ее одна... Как ни трудно было. А вырастила... и вырастила не для того, чтобы она с таким, как ты, всю жизнь мучилась! Не для такого, как ты, я ее растила, Борщов! Ты понял?!
***
По сценарию понятно, почему Афанасий так резко всё бросил и уехал. Сразу несколько факторов:
1. Из сантехника был переведён в разнорабочие, потеряв статус;
2. Друг Федул стал преступником;
3. Красивая женщина из 38 квартиры жёстко отшила;
4. Катина мама сильно против Борщова;
5. От Афони уехал друг Николай.