Найти в Дзене

Маленькие хитрости (экспозиция, ч. 1)

Экспозиционные параметры в фотографии - это сочетание значений выдержки, диафрагмы и чувствительности.

Осень. Москва, 2022. Canon PowerShot G5X MII; 100 mm; 1/250; f/7,1; ISO 400
Осень. Москва, 2022. Canon PowerShot G5X MII; 100 mm; 1/250; f/7,1; ISO 400

Сначала небольшой экскурс в историю. Как-то я рассказывал своим студентам-журналистам о плюсах старых плёночных камер, в которых не было ещё электронного управления. На примере Nikon FM2. И одна студентка (а девиц в группах, как известно, большинство), сморщив носик, говорит: - Ой, а что, там только целые значения выдержек?

Nikon FM2
Nikon FM2

Там не только выдержки «целые», но и деления диафрагмы на старых никоновских объективах целые, а пол ступени надо ловить наощупь! Зато чувствительность можно было выставить 1/3 ступени - в FM2 был встроенный экспонометр: примитивный, но очень удобный. Правда, не помню случая, чтобы я выставлял эту одну треть, т.к. значение чувствительности задавалось плёнкой, и поменять его было нельзя пока не закончится катушка.

Сегодня камеры дают возможность регулировать все три параметра экспозиции в 1/3 шага. И подавляющее большинство пользователей оставляют в настройках эти значения по умолчанию, не задумываясь - а надо ли им это.

Вот экспозиционные настройки в камере Canon:

Видны уже установленные параметры.
Видны уже установленные параметры.

Раскроем настройки чувствительности:

Здесь два значения: в одну ступень и в 1/3.
Здесь два значения: в одну ступень и в 1/3.

Теперь посмотрим, как можно изменять экспозицию:

Шаг можно изменить на пол ступени или одну треть, причём эти настройки будут применены и к выдержке и к диафрагме.
Шаг можно изменить на пол ступени или одну треть, причём эти настройки будут применены и к выдержке и к диафрагме.

Теперь ответ на вопрос: - А почему я выбрал в первом случае единичку, а во втором одну вторую?

Дело в том, что изменение экспозиции на 1/3 ступени в жанровой съёмке ничего существенного не даёт по сравнению с 1/2, тем более, если вы как и я будете снимать не только JPG-файлы, но и одновременно записывать RAW-файлы. Даже ошибка в полторы-две ступени позволяет вытянуть картинку из RAW-файла. Я могу представить, что студийные фотографы (предметники, портретисты) в спокойной обстановке, замеряя свет флэшметром, будут «ловить блох», но в моём случае эти 1/3 не важны. И в то же время я элементарно экономлю время (простите за тавтологию) - переключение каждой ступени экспозиции меньше на одно движение пальца, а при изменении чувствительности целых два. Кроме того, проще запоминать установленные значения (той же чувствительности), и значит, уменьшается возможность ошибиться в установках.

Конечно, это «вкусовые» настройки, но просто я вижу в этом некую целесообразность. Так как в фотографии мелочей не бывает.

Продолжим здесь.